Библиологический словарь - иларион киевский
Иларион киевский
митр. (11 в.), рус. правосл. богослов и церк. деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был священником княжеской церкви в с.Берестове (близ Киева) и что в 1051 по желанию кн.Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия визант.
патриарха. Летописец отмечает, что И. был "муж благ, книжен и постник". Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. деятельности кн.Ярослава. После смерти князя (1054) имя И. больше не встречается, а в 1055 в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек. Из произведений, приписываемых И., подлинным считается "Слово о Законе и Благодати", к к-рому примыкают "Молитва" и "Исповедание веры" (*атрибуция впервые была установлена прот.
*Горским). И. писал еще в то время, когда был священником и, возможно, именно его "Слово" обратило на него внимание кн.Ярослава. "Слово" свидетельствует об обширной церк. эрудиции автора, богосл. образованности аудитории, к к-рой он обращался, и об оригинальности мышления И. Как и живший в том же столетии прп.Нестор Летописец, И. глубоко проникнут пониманием *историзма Свящ.
Писания и рассматривает христианизацию Руси в контексте мировых событий и свящ. истории. Следуя ап.Павлу, он аллегорически толкует сказания Кн.Бытия об Агари и Сарре, к-рые являются для него *прообразами Ветхого и Нового Завета. И. противопоставляет *Закон и Благодать как два этапа *Домостроительства несовершенный (ВЗ=Агарь) и совершенный (НЗ=Сарра). Согласно сказанию, рабыня Агарь родила Аврааму сына, когда еще не пришло время родиться подлинному наследнику Исааку. Подобным же образом благодать медлила явиться среди людей и сама умолила Бога послать людям временное наставление Закон. Он был тенью, "подобием, а не истиной". Как после рождения Исаака Агарь с Измаилом должны были покинуть дом, так и Закон был упразднен пришествием Христа Спасителя.Как поводом изгнания Агари послужило оскорбление, нанесенное ею госпоже, так и поводом к отторжению иудеев послужило их превозношение в те дни, когда "в Иерусалиме и иудеи и христиане были еще вместе". Закон померк, точно луна при восходе солнца. Благодать же начала распространяться среди народов, пока не дошла до Руси. И. подчеркивает национальную ограниченность Закона и *универсализм евангельской Благодати.
Нек-рые историки полагают, что в резких суждениях И. о ВЗ содержалась скрытая полемика против Византии, к-рая свысока смотрела на новообращ. "варваров", в т.ч. русских. В напряжении между Византией и христ. Русью повторилось нечто подобное тому, что описано в Деян 15, когда "люди традиции" (иудеи) выражали недоверие новообращенным из язычников.
Однако в "Слове" И. был и прямой смысл. Подчеркивание несовершенства Закона было обусловлено антииудаист. полемикой. Эта полемика находит свое объяснение в пропаганде *иудаизма, шедшей из Азии и гл. обр. из враждебного Руси Хазарского княжества (каганата), где эта религия с 8 в. стала государственной. Следует, однако, отметить, что полемика И.
никогда не доходила до взглядов, свойственных *Маркиону или последователям *манихейства. И. исповедует веру в *единство Библии и благословляет "Господа, Бога Израилева, Бога христианского", ибо Он "не попустил твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и с Законом, после же через Сына Своего все народы спас Евангелием и Крещением, вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную".
П е р е в о д: "Слово о Законе и Благодати" митр. Илариона, БТ, 1987, сб.28. З а м а л е е в А.Ф., Филос. мысль в ср.-век. Руси (ХI XVI вв.), Л., 1987; Идейно-филос. наследие И. Киевского, ч.1-2, М., 1986; Р о з о в Н.Н., И., СКДР, вып.1, с.198-204; У ж а н к о в А., И., "Наука и религия", 1988, №4. .