Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - кайм

 

Кайм

(Keim), К е й м, Карл Теодор (1825-78), нем. протестантский историк и исследователь НЗ рационалистич. направления. Род. в Штутгарте; высшее образование получил в Тюбингенском ун-те, после чего состоял в должности пастора в Вюртенберге и профессора в Цюрихе (1860) и Гессене (1873). К. автор ряда церк.-историч. трудов о Реформации и Константине Великом, но гл.

его работы касаются евангельской истории. Хотя К. был учеником *Баура, он не пошел по его пути. Не принял он и мифологич. толкования Евангелий в духе *Штрауса. Ближе всего К. стоял к *Ренану, однако в отличие от него он исповедовал идеализм *либерально-протестантской школы. Христос для К. высший Учитель веры. "Я не знаю более высокого имени, писал он, которое наполняло бы все мое сознание, кроме имени Иисуса Христа, Спасителя мира".

В то же время К. хотел видеть во Христе только Человека, взгляды Которого прошли путь естественной эволюции: от ограниченного иудейства до истинной универсальной веры. С этой целью К. решительно отверг всякую историч. ценность Ев. от Иоанна и предложил ориентироваться лишь на *синоптиков. В них, считал он, можно найти "черты прогрессивного развития Иисуса в юности и в зрелом возрасте".

Закрывая глаза на самый характер евангельского благовестия, К. безоговорочно изгонял из них все сверхъестественное как ненужное для веры. В своей "Истории Иисуса Назарянина" ("Die Geschichte Jesu von Nazara...", Z., 1867-72) он оставил открытым только вопрос о Воскресении; но в другой книге "История Иисуса" ("Die Geschichte Jesu...", Z., 1875) К. пытался объяснить его как явление "духа Христа".

Схема еванг. истории у К. представлена след. образом. Вначале Иисус лишь искал путей для приведения заблудшего народа к Богу. "Он беседовал с Самим Собой и Своим Богом, молился и стенал, пока не находил нового слова, над отысканием которого трудились благородные труженики и которым Он хотел соединить Божество с человечеством". После неудачи в Галилее Иисус должен был бежать и скрываться, что евангелисты якобы пытаются затушевать.

Но, осознав Себя страждущим Мессией, Он пошел навстречу смерти. Т.о., миссия Христа сводится у К. к проповеди пророка реформатора веры. "От книги Кайма, замечает *Муретов, остается впечатление чего-то многоученого, длинного, туманно-риторического". Наиболее ценно в ней яркое описание среды, в к-рой протекали события жизни Христа. Сама же ее реконструкция есть плод мировоззрения, отрицающего тайну Богочеловечества.

Отсюда обилие произвольных допущений, натяжек и субъективных трактовок в концепции К. *Б у т к е в и ч Т.И., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872; е г о ж е, Кайм, ПБЭ, т.9, с.370-72; Новые сочинения по первонач. истории христианства, Thеodor Keim, "Geschichte Jesu von Nazara", свящ. А.А.Смирнова, ПО, 1874, №3-4; *Ш т р а у с Д.Ф., Жизнь Иисуса, М., 1907, т.

1; то же, М., 1992; *S c h w e i t z e r, GLJF, S.210-12; RGG, Bd.3, S.1235. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кайм
Значение слова кайм
Что означает кайм
Толкование слова кайм
Определение термина кайм
kaym это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины