Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - концельманн

 

Концельманн

(Conzelmann) Ганс (1915-89), нем. протестантский богослов, исследователь НЗ, один из основоположников *"истории редакций" школы. Учился в Тюбингене и Марбурге у *Бультмана. Получил степень доктора богословия в 1952. С 1952 по 1954 приват-доцент в Гейдельбергском ун-те. С 1954 э.орд. проф. НЗ, с 1956 орд. проф. НЗ в Цюрихе и Геттингене (с 1960), член Академии наук.

Сохраняя верность основным принципам своего учителя Бультмана, К., в отличие от него, придавал большее значение *синоптикам для понимания новозав. *богословия. В работе "Середина времени" ("Die Mitte der Zeit", Tub., 1954) К. не противопоставлял метод школы "истории редакций" методу *"истории форм" школы, а считал его второй фазой исследования.

Согласно выводам К., ев. Лука не просто зафиксировал традицию, идущую от Марка и *Квелле (Q), но творчески переосмыслил ее эсхатологизм в духе учения *истории спасения. В связи с кризисом, к-рый был вызван "промедлением *Парусии", ев. Лука создал концепцию трех эпох свящ. истории: 1) ветхозаветная до Крестителя, 2) явление Христа, 3) время Церкви.

Евангельские события, т.о., явились в этой доктрине "серединой времени". Подобное толкование Лк Деян встретило критику ряда экзегетов; в частн., *Кюммель отметил, что "истолкование Иисуса и ранней Церкви в плане истории спасения появилось уже у Самого Иисуса и в богословии ап.Павла". Свою *христологию К. суммировал в статье "Иисус Христос", опубликованной в 1959 в RGG (Bd.

3, S.619-53). В ней он не заходит в историч. скептицизме так далеко, как Бультман, и считает, что в Евангелиях есть достаточное количество подлинных свидетельств о Христе. Однако сама интерпретация явления Христа у К. далека от евангельской. Это видно из его "Основ новозав. богословия" ("Grundriss der Theologie des NT" Munch.

, 1967). Прежде всего К. утверждает: "Все поучения Иисуса проникнуты косвенной христологией. Иисус не говорит с полной определенностью, Кто Он есть". Не ограничиваясь этим тезисом (см. толкование проблемы у *Гийе), К. приписывает такие понятия, как *"Сын Человеческий" и "Мессия" (в отношении ко Христу), только первохрист. общине. Поэтому в книге не нашли места свидетельства Христа о Себе.

Для К. тайна Христа не зависит от "достоверного элемента" в Евангелиях. Важен лишь факт, что во Христе Бог соприкоснулся с человеком. Это соприкосновение освободило религ. сознание верующих от формализма законничества. Ап.Павел, по словам К., не изобрел своего богословия свободы, а уже нашел его в первообщине. Он лишь осмыслил контраст двух состояний: бытия вне веры, под властью греха, и бытия в вере.

Если, считает К., снять с этого учения мифологич. покровы, оно предстанет как благовестие о новом человеке, к-рый переживает освобождение от неподлинной жизни. Такое освобождение невыразимо. "О вере, пишет К., я не могу говорить как о чем-то, что зависит от моей воли; я могу лишь ощутить свое пребывание в ней". Она, по сути дела, не связана с событиями прошлого, даже еванг.

событиями, и есть нечто внутреннее, экзистенциальное: сопричастность подлинному бытию. Об этом же говорит, согласно К., и ап.Иоанн, противопоставляя "мир" как царство греха "миру" как возлюбленному творению Божьему. Отсюда понятно, почему экзегет мог сказать, что "исторический Иисус не является темой новозаветного богословия". В его картине новозав.

богословия "переживание веры" почти полностью растворяет *историзм Свящ. Писания и само богословие утрачивает свой подлинно христоцентрич. характер. Как отмечает *Харрингтон, "все это, вместе взятое, есть Хайдеггер, пропущенный через Бультмана, но не апостолы Петр и Иоанн и тем более не Иисус". Т.о., хотя К. и относят к "постбультмановскому" направлению, в главном он повторяет своего учителя. У обоих "состояние в вере" отличается от нехрист. мистицизма (напр., в буддизме, индуизме, суфизме) только тем, что обретение истинной жизни происходит не в результате усилий человека, а даруется свыше в ответ на внутреннюю готовность духа. Geschichte des Urchristentums, Gott., 1969 (англ. пер.: History of Primitive Christianity, Nashville, 1973); Jesus Christus in Historie und Theologie, Tub., 1975; Heiden, Juden, Christen, Tub., 1981 (там же указаны и др. труды К.). *H a r r i n g t o n W.J., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973; RGG, Bd.7, S.39. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое концельманн
Значение слова концельманн
Что означает концельманн
Толкование слова концельманн
Определение термина концельманн
koncelmann это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины