Библиологический словарь - ломоносов
Ломоносов
Вторая книга Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению". Толкователями первой "книги" являются, по Л., ученые, а второй "великие церковные учители". У тех и других собственная сфера. Поэтому "не здраво рассудителен Математик, ежели хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и Богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно Астрономии или Химии".
Это не означает, что есть две противоречащие друг другу истины. "Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклепнет". Л. показывает, что нередко соблазн происходит от буквального, "грамматического" толкования Библии.
"Священное Писание не должно везде разуметь грамматическим, но не редко и риторским разумом. Пример подает святый Василий Великий, как оное с натурою согласует, и в беседах своих на Шестоднев ясно показывает, каким образом в подобных местах библейские слова толковать должно".Л. перелагал в стихах псалмы (26, 103, 143) и отд. главы (38-41) из Кн.Иова. Эти и другие "духовные оды" Л., по словам архиеп.*Филарета (Гумилевского), "для духовного просвещения много значили и значат". ПСС, т.1-10, М.-Л., 1950-59, т.11 (доп.), 1983. В л а с о в с к и й И., Основные черты миросозерцания М.В.Л., Харьков, 1911; Д о р о в а т о в с к а я В., О заимствованиях Л.
из Библии, в кн.: М.В.Л. 1711-1911, сб. ст., СПб., 1911; М о р о з о в А.А., Л.М.В., М., 19655; П о п о в А., Наука и религия в миросозерцании Л., в кн.: М.В.Л. 1711-1911, сб. ст., СПб., 1911. .