Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - малый апокалипсис или синоптический апокалипсис

 

Малый апокалипсис или синоптический апокалипсис

условное название тех разделов *синоптических Евангелий, где передается эсхатологич. речь Христа Спасителя, произнесенная на горе Елеонской (Мф 24; Мк 13; Лк 21:5-36). По стилю М.А. отличается от др. частей Евангелия, что обусловлено использованием в нем образов и символов ветхозав. апокалиптики и *эсхатологии.

Как отмечают мн. толкователи, евангелисты, особенно ев. Марк, при передаче слов Христовых еще недостаточно четко видели различие между концом ветхозав. эпохи и событиями, к-рые должны предварять *Парусию. Однако они сохранили пророчество Христово о том, что конец истории наступит не ранее, чем Евангелие будет проповедано "во свидетельство всем народам".

Предполагается, что М.А. входил в число древнейших *логий (см. ст. Квелле) Нек-рые экзегеты 19-20 вв. пытались на основе М.А. установить даты составления синоптич. Евангелий. Не веря, что Христос мог предвидеть будущее, они считали, что пророчество о падении Иерусалима указывает на время после 70 г. Но, допустив эту априорную т. зр., придется отодвинуть датировку всех пророков *допленного периода к 6 в.

до н.э., т.к. они предрекали изгнание, а Апокалипсис Иоанна к 5 в. н.э., поскольку в нем сказано о гибели "Вавилона" (Римской империи). Следует отметить, что пророчество Христово, заключенное в М.А., не имеет конкретно-историч. характера, а выдержано в общих чертах библ. апокалиптики ("войны и военные слухи", ср. Дан 11:40-45; "мерзость запустения" на святом месте, ср.

Дан 9:27; землетрясения, ср.Ис 29:6). В М.А. отсутствуют подробности войны 66-70, известные по книгам *Иосифа Флавия (междоусобная борьба защитников города, массовые распятия повстанцев, пожар Храма и т.д.). Гонения на учеников Христовых со стороны иудейских властей, описанные в М.А., имели место гл. обр. до 66 г. Что же касается *лжемессий и лжепророков, то они появлялись и до и после 70 г.

, так что ссылка на них не может служить хронологич. критерием. То, что в М.А. евангелисты недостаточно ясно дифференцировали гибель Храма и Парусию, свидетельствует именно об ожидании обоих событий в будущем. Сам факт веры в скорый конец мира у первых христиан объясняется двойственным характером Царства Божьего. С одной стороны, оно есть реальность футурологическая, а с другой оно уже наступило с момента выхода Иисуса Христа на проповедь (Лк 17:20; ср.

Ин 9:39; 12:31). См. ст. "Осуществленная эсхатология". Б о р к о в И.В., О знамениях второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию и посланиям св. апостолов, ч.1-2, М., 1905; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М., 1922; *С а в и н с к и й С.В., Эсхатологич. беседа Христа Спасителя, К., 1906; B e a s l e y M u r r a y G.

R., Commentary on Mark Thirteen, L.-N.Y., 1957; L a m b r e c h t J., Die Logia-Quellen von Markus 13, "Biblica", 1966, №47. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое малый апокалипсис или синоптический апокалипсис
Значение слова малый апокалипсис или синоптический апокалипсис
Что означает малый апокалипсис или синоптический апокалипсис
Толкование слова малый апокалипсис или синоптический апокалипсис
Определение термина малый апокалипсис или синоптический апокалипсис
malyy apokalipsis ili sinopticheskiy apokalipsis это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины