Библиологический словарь - мовинкель
Мовинкель
В частн., он показал, насколько ошибочным было противопоставление *профетизма и богослуж. традиции, на чем настаивала школа *Велльхаузена. Согласно выводам М., пророческая проповедь была неотъемлемой частью храмового культа. Другой заслугой М. является тщательно разработанная концепция о Псалтири как книге, сложившейся в процессе ветхозав.
литургич. творчества. М. указал на сходство между псалмами и древневост. памятниками, посвященными торжествам новолетия. Такие праздники в Вавилоне и др. странах Востока символизировали интронизацию верховного божества. Центр. роль в этих торжествах играл царь. В свете указанных вост. обычаев М. и рассматривал генезис Псалтири ("Psalmen Studien", Bd.
1-6, Kristiania (Oslo), 1921-24). Он обнаружил в них мотивы, сходные с новогодними ритуалами Востока (в частн., тему "воцарения Яхве"). Т. о., М. собрал богатую аргументацию в пользу датировки Пс царской эпохой вопреки критикам 19 в., к-рые относили Пс к после *Плена периоду. Одна из последних работ М. посвящена природе ветхозав. *мессианизма. Изучение *"жизненного контекста", стоящего за библ.
писаниями, и их историко-лит. анализ М. сочетал с глубокой верой в Библию как Слово Божье. Труды М. оказали большое влияние на *Крауса и др. зап. экзегетов. Le Decalogue, P., 1927; Die Erkenntnis Gottes bei den alttestamentlichen Propheten, Oslo, 1941; Zur Frage nach dokumentarischen Quellen in Josua, Oslo, 1946; Prophesy and Tradition, Oslo, 1946; He that Cometh, Oxf., 1956; The Old Testament as Word of God, N.Y., 1959; The Psalms in Israels Worship, v.1-2, N.Y.-Oxf., 1962; Tetrateuch, Pentateuch, Hexateuch, B.
, 1964. DBSpl, t.5; H a n r e t H., Les theories de S.Mowinckel et leur prolongement, in: O( en sont les etudes bibliques? P., 1968; K a p e l r u d A., Sigmund Mowinckel and Old Testament Study, "Annuals of Swedish Theological Institute", 1966-67, ( 5; ODCC, p.946. .