Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - пий хii

 

Пий хii

(Эудженио Пачелли), папа Римский (1876-1958). Род. в семье адвоката. С 1904 епископ; с 1929 кардинал. При Пие XI был государств. секретарем Ватикана (с 1930). Избран папой в 1939. Понтификат П. проходил в сложный период 2-й мировой войны и послевоенных лет. В какой-то степени это определило жесткие, авторитарные принципы правления папы, получившие название "интегрализма".

П. неоднократно высказывался по вопросам политики, философии, науки и культуры. Его речи и писания составили 20 томов. Несколько его энциклик имели важное значение для католич. библ. науки. Послание "О мистическом Теле Христовом" ("Mystici Corporis Christi", 1943) преследовало цель согласовать католич.

*экклезиологию с учением ап.Павла. П. отверг понимание Церкви только как организации или только как духовного единства ("невидимая Церковь"), подчеркнув ее богочеловеческий характер. Вышедшая в том же году энциклика "Божественное вдохновение Духа" ("Divino afflante Spiritu") обозначила собой эпохальный рубеж в католич. экзегетике. Своим авторитетом П.

санкционировал направление, представленное *Лагранжем. Отметив успехи *критики библейской, папа подчеркнул влияние на нее *рационализма. Он призвал церк. исследователей повысить уровень работы и привести ее в соответствие с новейшими достижениями лингвистики, *археологии, истории, но при этом указал, что толкователь обязан не покидать почвы христ.

учения. "Чтобы вполне удовлетворить современным требованиям изучения Библии, говорится в энциклике, католический экзегет должен объяснять Свящ.Писание, доказывая и защищая его абсолютную непогрешимость... Он должен исследовать, каким образом способ выражения или литературный жанр, которым пользуется священный писатель, может привести к правильному и точному пониманию".

Толкователю необходимо "мысленно вернуться к отдаленным векам Востока", ибо библ. авторы прибегали к *гиперболам, идиомам, парадоксам, смысл к-рых может объяснить лишь проникновение в мир *Древнего Востока. В частн., по словам П., литературные *жанры Кн.Бытия "не соответствуют ни одной из наших классических категорий, и их нельзя рассматривать в свете греко-латинских или новейших литературных жанров".

Впрочем, хотя сказания Кн. Бытия "не содержат истории в современном смысле слова", они историчны в том смысле, что "рассказывают простым и образным языком, приспособленным к пониманию мало развитых людей, основные истины, необходимые для спасения и одновременно дают общедоступное описание начала рода человеческого и избранного народа".

В изданной в 1950 энциклике "О роде человеческом" ("Humani generis") П. обратился к вопросу об антропогенезе. По словам католич. богослова Р.Обера, эта энциклика "первый официальный документ, в котором Св.Престол признал, что теория эволюции видов может быть совместима с учением католической Церкви". В энциклике было сказано: "Церковная власть не запрещает, чтобы в соответствии с современным состоянием науки и богословия учение эволюционизма стало предметом изучения и обсуждения компетентных лиц, поскольку оно исследует вопрос о происхождении человеческого тела, якобы происходящего из предшествующей органической материи (души же, по учению католической веры, создаются непосредственно Богом)".

Однако П. предостерегал против излишнего доверия к гипотезам эволюционистов, косвенно намекая на воззрения *Тейяра де Шардена и его последователей. В речи, произнесенной П. в Папской Академии Наук (1951) им были затронуты вопросы соотношения *науки и Библии. "Что бы ни утверждали опрометчиво в прошлом, говорил папа, но чем дальше идет истинная наука, тем больше она открывает Бога, словно Он ожидает ее за каждой дверью, открываемой наукой".

В этой речи П. признал религиозное значение теории эволюции Вселенной. Actes de S.S. Pie XII, documents pontificaux et dicast-res romaines, v.1-20, P., 1949-58, v.1-20; в рус. пер.: О Мистическом Теле Христовом, Буэнос-Айрес, 1954. Б р е з а Т., Бронзовые врата, М., 1964; Г р и г у л е в и ч И.Р., Папство. Век ХХ, М., 19812; Д о н д е й н А., Христ. вера и совр. мысль: О филос. проблемах, затронутых в энциклике Humani generis, Брюссель, 1974; Л а б е р е н н П.

, Пий XII и наука, в его кн.: Происхождение миров, М., 1957; Ш е й н м а н М.М., От Пия IX до Павла VI, М., 1979; иностр. библиогр. см. L e i b e r R., Pius XII, NCE, v.11. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пий хii
Значение слова пий хii
Что означает пий хii
Толкование слова пий хii
Определение термина пий хii
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины