Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - тейяр де шарден

 

Тейяр де шарден

(Teilhard de Chardin) Пьер, иером. (1881-1955), франц. католич. мыслитель, ученый-палеонтолог. Жизнь и труды. Род. в интеллигентной и набожной семье. По окончании иезуитской школы вступил в Общество Иисусово (1899). Специализировался по естеств. наукам. В 1922, получив степень доктора, стал проф.Католич. ин-та в Париже. Участвовал во мн. научных экспедициях (Китай, Монголия, Индия, Индонезия, Африка).

При его участии в 30-х гг. были открыты останки древнего человекоподобного существа синантропа (Чжоукоудянь, Китай). С 1926 стали осложняться отношения Т. де Ш. с орденским начальством, и Т. де Ш. было запрещено публиковать труды по общебогосл. и филос. вопросам. Неоднократные попытки ученого издать свою гл. работу "Феномен человека" не увенчались успехом ("Le phenom-ne humain"; изд.

посмертно, пер. на все европ. яз., в т. ч. и на рус.: М., 19872, с пред. и комм. Старостина Б.А.). Скончался Т. де Ш. в Нью-Йорке в день Пасхи. После смерти Т. де Ш. было создано общество его имени, к-рое работает над изданием его лит. наследия. Т. де Ш. более всего известен как христ. эволюционист, но не в этом заключается его оригинальность как мыслителя (теория развития и до него признавалась мн.

христ. учеными; см. ст. Эволюционизм естеств.-науч. и Шестоднев) Подобно *Соловьеву Вл., с к-рым у Т. де Ш. много общего, он стремился создать всеобъемлющую картину мира, в к-рой нашли бы свое место научный и религиозный подходы к реальности. Его мистич. видение Божества, пронизывающего и освящающего Вселенную, нашло выражение в ряде глубоких эссе (напр.

, "Месса над миром"; "La Messe sur le Monde"). Концепции Т. де Ш. были осуждены *Пием XII и консервативным крылом католич. богословов (кард.А.Оттавиани, томисты Ж.Маритен, Э.Жильсон и др.). Но еще больше оказалось у него сторонников (кард.Ф.Кёниг, иером.А.де Любак, М.Шеню, *Схиллебекс, *Тремонтан и др.). Официальное осуждение взглядов Т. де Ш. (1962-63) вскоре сменилось глубоким интересом к его творчеству и использованием его идей в католич.

мысли. Многие зап. марксисты считали "тейярдизм" лучшей почвой для диалога с христианами. Существуют три оценки Т. де Ш. с правосл. точки зрения. Одна, вполне негативная, принадлежит прот.Зеньковскому В. (1881-1962), к-рый расценил "тейярдизм" как "новую мифологию". Прот.*Клингер, напротив, считал, что взгляды Т. де Ш. вполне созвучны идеям *святоотеч.

экзегезы и рус. правосл. богословия. И, наконец, автор данного словаря предлагал осуществить дифференцир. подход к наследию Т. де Ш., отделяя в нем наиболее спорные элементы от ценного ядра. Творение, Грехопадение и Искупление в системе Т. де Ш. Ученый не был ни богословом в узком смысле этого слова, ни экзегетом; однако он неоднократно затрагивал важнейшие пункты учения Библии.

Он противопоставлял "александрийскому" толкованию *сотериологии библ. собств. эволюционистский взгляд. Согласно "александрийской" модели (*Ориген и др.), Искупление было актом, направленным на преодоление деградации, к-рую вызвало *Грехопадение. Созданный совершенным, "космический человек" Адам пал, и от него недуг греха неуклонно распространялся в человечестве до явления Христа.

Т. де Ш. считал, что сказание о Первородном Грехе отражает не столько единичный момент истории, сколько "общее условие, воздействующее на всю историю целиком". В работе "Размышления о Первородном Грехе" (Oeuvres, 1969, t.10) он пишет: "По единодушному мнению богословов (как я полагаю), реактивом (необходимым и достаточным), указывающим на присутствие Первородного Греха в Мире, является Смерть".

Но смерть присутствовала в природе задолго до человека. Поэтому Т. де Ш., как и *Бёме, ищет ее истоки в дочеловеч. бытии. Смерть обусловлена самой структурой материи, к-рой свойственен распад и деградация энергии. Это "исходная точка, присущая разделенному бытию". Конечной целью Творения является единение твари, универсума, с Творцом ("точка Омега").

Этой цели противоборствует не "изолированный акт" Грехопадения, а "состояние" раздробленного мира. Несовершенство его есть результат самого процесса созидания, имеющего дело со статистически огромными величинами. Зло это "нормальный эффект эволюции". Каждая человеч. душа "оказывается зараженной совокупным воздействием всех прошлых, настоящих и будущих ошибок, неизбежно распространенных в силу статистической необходимости на все человечество".

Но подобно тому, как несовершенство вошло в мир до человека, так и Искупление есть космический процесс приближения мира к Божеству. "Искупление действительно является всеобщим, поскольку оно исправляет положение вещей (всеприсутствие Божие), связанное с глубочайшим структурным устройством универсума". Воплощение Слова Божьего ведет к обожению не только человека, но и всей твари.

Ссылаясь на ап.Павла и отцов Церкви, Т. де Ш. говорит о вселенском Воплощении Христа, превращающем мир в "божественную среду", преображающем тварь. Тайна Вифлеема и тайна Евхаристии этапы на этом пути, а завершится он всеобщим одухотворением. "Когда-нибудь, говорит нам Евангелие, медленно нарастающее притяжение между человечеством и Богом достигнет предела, поставленного возможностями универсума.

И это будет конец. Подобно молнии, сверкнувшей от полюса до полюса, всюду внезапно обнаружится возросшее присутствие Христа. Сметая все преграды, к-рыми Его внешне сдерживали покровы материи и взаимная непроницаемость душ, оно заполнит лик Земли". Это чаяние придает "тейярдизму" характер эсхатологич. оптимизма, в к-ром кризисы и разрывы едва заметны.

"Израильтяне, пишет Т. де Ш., непрестанно "чаяли", и первые христиане тоже, поскольку Рождество, к-рое, казалось бы, должно обратить наши взоры к прошлому, лишь направило их еще дальше вперед. Ненадолго появившись среди нас, Мессия дал Себя увидеть и осязать только затем, чтобы, став еще более светоносным и непостижимым, вновь исчезнуть в глубинах будущего.

Он приходил. Но теперь мы должны снова и снова ждать Его, и на этот раз не только малая община избранных, но более чем когда-либо все человечество". Тайна Вознесения связана для Т. де Ш. с космич. Воплощением Христа, Которого, по словам ап.Павла, Бог "превознес" и перед Которым "преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Флп 2:10).

Критики Т. де Ш. указывали на его неоправданный оптимизм в отношении развития человечества, на игнорирование качеств. скачков в эволюции, на недооценку сил нравств. зла и демонич. элементов в духовной истории. Вызывали споры гилозоизм и панпсихизм Т. де Ш., к-рый считал, что уже в самой материи заложены ростки духа и сознания. Несмотря на эти слабые стороны, "тейярдизм" призван играть немалую роль в поисках соотношения научных данных и веры.

Мистическое переживание им Присутствия Божьего в мире создает почву для освящения труда, творчества и др. видов человеч. деятельности как соучастия людей в Божественном Домостроительстве. Будучи противником *конкордизма, Т. де Ш., однако, считал, что существует глубокая гармония между эволюционистским пониманием природы и христианским учением.

Ouevres, v.1-10, P., 1956-69; Lettres de voyage, P., 1956 (англ. пер.: Letters from a traveller, L., 1962); Hymne ... lUnivers, P., 1961; в рус. пер.: Строить землю, Париж, 1958 (и др. выпуски пятиязычных Cahiers. Pierre Teilhard de Chardin); Феномен Христианства, в кн.: С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), Истоки религии, Брюссель, 1970 (приложение); Гимны Вселенной, "Вестник РХД", 1972, ( 106. На рус. яз. существует обширная лит-ра о Т.

де Ш.; ниже приводятся лишь осн. работы. Б а б о с о в Е.М., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970; прот.З е н ь к о в с к и й В., О трудах Т. де Ш., в его кн.: Основы христ. философии, Париж, 1964, т.2 (приложение II); прот.К л и н г е р Г., Т. де Ш. и правосл. традиция, "Вестник РХД" (Париж), 1972, ( 106; К л о р О., Новые тенденции в отношении евангелич.

и католич. теологии к совр. естествознанию, ВНА, 1966, вып.1; Л е в а д а Ю.А., "Феномен Тейяра" и споры вокруг него, ВФ, 1962, ( 1; М а р т е л е Г., Великие христ. прозрения Т. де Ш., "Символ", 1981, ( 6; М е л о н и Дж., Космич. Христос. От Павла до Тейяра, 1965 (рус.пер. Ркп. ЛДА); прот.М е н ь А., Истоки религии, Брюссель, 19812; П а с и к а В.М., Христ. эволюционизм Т.

де Ш., в кн.: Совр. бурж. философия, М., 1972; П л у ж а н с к и й Т., Нек-рые черты воззрений Т. де Ш., в кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Т о р д а и З., Философия Т. де Ш. и совр. идеологич. борьба, ВНА, 1966, вып.2; ФЭ, т.5; ФЭС; C o r t e N., La vie et l"me de Teilhard de Chardin, Р., 1957 (англ. пер.: Pierre Teilhard de Chardin, His Life and Spirit, L., 1960); C u №n o C., Teilhard de Chardin, P., 1962; C u e n o t C l a u d e, Le Message Spirituel de Teilhard de Chardin, P.

, [1970]; G r e n e t P., Teilhard de Chardin, P., 1961; K r o p f R.W., Teilhard, Scripture and Revelation, L., 1980; L u b a c H. de, La pensee religieuse du P-re Teilhard de Chardin, P., 1962 (англ. пер.: The Religion of Teilhard de Chardin, L., 1967); R a v e n C.E., Teilhard de Chardin, N.Y., 1962; T r e s m o n t a n t C., Introduction ... la pensee de Teilhard de Chardin, P., 1956 (англ. пер.: Pierre Teilhard de Chardin: His Thought, Baltimore, 1959); NCE, v.13; ODCC, p.1344. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тейяр де шарден
Значение слова тейяр де шарден
Что означает тейяр де шарден
Толкование слова тейяр де шарден
Определение термина тейяр де шарден
teyyar de sharden это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины