Библиологический словарь - тихоний (тyconius) африканский
Тихоний (тyconius) африканский
(ок.330-ок.390), латиноязычный христ. богослов (по нек-рым данным, епископ). Сведений о его жизни сохранилось мало. Известно, что он жил в Римской Африке и принадлежал к ригористической группировке раскольников, возглавляемой карфагенским еп. Донатом. Впрочем, среди самих донатистов Т. считался либералом и подвергся осуждению на их соборе (380).
Т. принадлежит толкование на Откр, к-рое в наст. время утрачено. В историю библеистики он вошел как автор кн. "Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam" (рус. пер.: "Книги о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св.Писания"). Труд Т. направлен на преодоление библ. *"противоречий" и объяснение *трудных мест Библии. В 1-3 правилах он отмечает, что следует различать между речениями, касающимися Спасителя и Его *Церкви, хотя в самом контексте они нередко слиты воедино.
Такого же дифференциров. подхода требует понятие "Израиль". Напр., во 2-й части Кн.Исайи он одновременно назван избранником, орудием спасения (41:8 сл.) и глухим слепцом (42:18 сл.). В первом случае говорится об идеальном народе Божьем (Церкви), а во втором о народе в его эмпирическом состоянии. 4-е правило посвящено трудному вопросу об оценке *Закона ап.
Павлом. С одной стороны, апостол возвещает, что Закон отменен, а с другой что он "свят" (см.Павла св. ап.Послания). Т. толкует это таким образом: святы сами заповеди Закона как данные Богом; бессильны же они, когда люди относятся к ним формально, законнически.Согласно Т., такое отношение было не только у фарисеев, но часто встречается и у христиан. 5-е правило содержит попытку объяснить цифровые расхождения в Библии. 6-е правило вводит теорию "рекапитуляции", согласно к-рой ряд событий и образов, следующих в тексте друг за другом (напр., в Откр), не означает хронологич. последовательности, а описывает одно и то же событие с разных точек зрения.
7-е правило касается библ. иносказаний и метафор. Напр., речь к вавилонскому царю в Ис 14 одновременно относится и к сатане. Книга Т. высоко ценилась блж.*Августином, несмотря на то, что ее автор был раскольником. Через Августина труд Т. оказал влияние на *средневековую экзегезу, начиная с *Исидора Севильского. M i g n e. PL, t.18; в рус. пер.
: Т. Африканца кн. о семи правилах, ПТО, 1891, ( 3-4. Архим.*А н т о н и й (Храповицкий), О правилах Т. и их значении для совр. экзегетики, ПСС, СПб., 19112, т.2; иностр. библиогр. см. в ODCC, p.1400. .