Библиологический словарь - угарит
Угарит
науки. Культура У. является ветвью сиропалестинской, или ханаано-финикийской, культуры, с к-рой Израиль длительно и тесно соприкасался. Кроме материальных памятников (в т. ч. изображений богов), археологи обнаружили многочисл. тексты: хозяйственные документы, мифы, легенды. Они были записаны с помощью *клинописи, но употреблялась она в качестве своего рода *алфавита для передачи согласных букв (угаритское письмо было консонантным).
Над расшифровкой текстов работали *Дорм, Шеффер К., Виролло Ш. и Бауэр Х. До открытия в Рас-Шамре о ханаанской религии было известно лишь из Библии и поздних трудов эллинистич. времени, фрагменты из к-рых сохранены у *Евсевия (см.*Тураев Б., "Остатки финикийской литературы", СПб., 1903). У. был разрушен землетрясением, когда израильтяне только появились в Ханаане, и в угаритских памятниках нет упоминаний о событиях ветхозав.истории. Однако тексты У. проливают свет на ряд дотоле неясных мест из ВЗ. Так, выяснилось, что древний мудрец-неизраильтянин Даниил, к-рого прор.Иезекииль (14:14) ставит в один ряд с Ноем и Иовом, это герой угаритского эпоса Данэль или, точнее, Даниилу. В Библии говорится о народе рефаимов (Втор 2:11 и др.), в то же время рефаимами названы обитатели *Шеола (Ис 14:9).
Знают рефаимов и угаритские писатели, в частн., к ним отнесен Даниилу. Но так же, как и в ВЗ, в текстах У. о рефаимах сказано как о сверхъестеств. существах. Титул правителей в У., топет, близок к библ. шофет (судья). Языческий обряд, описанный в угаритской теогонии, по-видимому, объясняет запрет *ритуального Декалога варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19).
Изучение лит-ры У. показало, что она повлияла и на *поэтику Библии. В произведениях из Рас-Шамры встречаются "молоко и мед" как символы изобилия (ср.Иов 20:17). Образ Бога, "шествующего на облаках", характерный для символики библ. *Теофаний, типичен для религ. лит-ры У. До открытия У. было непонятно, почему Север (евр.Цафон) нередко обозначался как местопребывание Божества (Ис 14:13; Иез 1:4).
Теперь установлено, что этот поэтич. символ генетически связан с угаритской горой Цапану, своего рода ханаанским Олимпом. Обнаружены параллели между нек-рыми пессимистич. высказываниями угаритских мудрецов и речениями из Иова и Екклесиаста. Чудовище водного *Хаоса, Лотану (Лотан), было, вероятно, прообразом библ. левиафана. Даже *Теофорные имена в ВЗ, такие как Эль и Элион, имеют в У. свои аналогии (Илу и Алийян). Однако все эти точки соприкосновения угаритской лит-ры и ВЗ носят чисто внешний характер. Религия Ханаана, как подтвердили находки в У., была развитым *политеизмом с пантеоном, во главе к-рого стоял сначала "Бог отца" (ср.Исх 15:2), а затем Илу (прочие боги назывались *"сынами божьими").Ханаанские боги олицетворяли плодородие, стихию пола, грозу и др. явления природы. Хотя они считались подателями благ, им приписывались низменные страсти: зависть, соперничество, жестокость, распутство и пьянство. Наиболее почитаемый бог Могучий Хозяин, Алийян Баалу (Ваал) выступает в угаритских мифах как умирающий и воскресающий бог природы.
Культ Ханаана отличали черты изуверства. П е р е в о д ы т е к с т о в: Угаритский Эпос о Даниилу и сыне его Акхате, ХДВ, М., 1980, т.1, с.243-50; Из угаритской повести о Керете, ХДВ, М., 1963, с.282-85; ANET. Б е р н х а р д т К., Древний Ливан, пер. с нем., М., 1982; В и р о л л о Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская лит-ра, ВДИ, 1937, ( 1; Г о р д о н С., Ханаанейская мифология, в кн.
: Мифология древнего мира, М., 1977; Д о й е л ь Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов, Минск, 1948; С е г е р т С., Угаритский язык, пер. с нем., М., 1965; *С т р у в е В.В., К интерпретации угаритского текста "Рождение богов", ПСб., 1956, вып.2 (64-65); Ш и ф м а н И.Ш., Западносемитская мифология, МНМ, т.
1; е г о ж е, Угаритское общество (XVI-XIV вв. до н.э.), М., 1982; е г о ж е, Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. до н.э.), М., 1987; иностр. библиогр. приведена в указ. работах. .