Библиологический словарь - воронцов
Воронцов
и новозав. экзегетики. Как лектор и преподаватель В. был яркой индивидуальностью. "Весь Древний Восток, вспоминает его ученик С. Волков, оживал перед нами. Скучнейшая, казалось бы, гебраистика оказывалась волнующим ключом, открывающим дверь в это своеобразное царство, полное тайн, красок, запахов, притч и движений". Будучи целибатом, В.
полностью посвятил себя науке. В сфере библеистики и востоковедения был крупнейшим специалистом. Несмотря на свою необъятную эрудицию, с к-рой могла сравниться лишь эрудиция его коллеги о. П. Флоренского, крупных работ написал сравнительно немного. Последние годы жизни провел в Серг. Посаде. Жил уединенно, изредка служа и проповедуя в городских храмах.
Проповеди его были, по отзывам современников, необычайно оригинальны, но простые слушатели понимали их плохо. Основной труд В. (его магистерская дисс.) относится к одной из областей ветхозав. *исагогики истории евр. текста Библии ("Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт в связи с историей древнеевр.письменного дела", вып. 1, Серг. Пос., 1909). Хотя автор скромно отрицал "свое пионерство в этой почти девственной области" рус. библеистики, его трактат стал в ней не только первым, но и непревзойденным по основательности и полноте. Он содержит подробные, скрупулезно подобранные сведения о характере письменности, работе писцов, алфавите, сокращениях и книжных традициях библ.
времен. В. не только воссоздает эволюцию внешнего вида библ. свитков, но также пунктуации, расположения строк и др. особенностей домасоретского периода. Используя библейские и раввинистич. свидетельства, обширную филологич. лит-ру и факсимильные снимки с зап. собраний древних рукописей, В. освещает вопрос о ранних наименованиях Библии в целом и отдельных ее частей.
Им изучен труд старых книжников и переписчиков и их первые попытки *текстуальной критики. Вышел лишь первый том исследования; второй, о масоретах, остался неопубликованным. Во время 1-й мировой войны В. отправил рукопись за границу в надежде на издание, однако она затерялась. Учение *Маймонида о ветхозав. пророчествах, ВиР, 1900, т.
1, ч.1, отд. церк.; Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев, ВиР, 1905, №12; К вопросу о "первом воскресении" в Откровении Иоанна Богослова, ВиР, 1905, №18; Связание Сатаны: Откровение( Иоанна Богослова. 20:1-5), ВиР, 1906, №3/4; Молитвенный подвиг Спасителя во дни Его плоти, ВиР, 1906, №14; Господь Иисус Христос и Мелхиседек, царь Салима (Евр VII:1-4), ХЧ, 1906, №1; К изъяснению Псалма 103 (104):4: творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный, ХЧ, 1906, №7; К вопросу о цитации 39 (40) псалма в Посл.
к Евреям, ХЧ, 1906, №10; Идея о премирном первосвященнике в ее раскрытии у Филона Александрийского и в Посл. к Евреям, ВиР, 1906, №11; Язык и стиль в Посл. к Евреям, ХЧ, 1907, №1; Псалом 2 и пророчество Нафана, ВиР, 1907, №15; Сатана как ангел смерти, ВиР, 1907, №3; Вариант cЈriti qeoа в Посл. к Евреям: II:9, ХЧ, 1907, №11; Господь Иисус Христос и Моисей (Посл. к Евреям 3:1-16), ХЧ, 1908, №8/9; Сын Божий по естеству и сыны Божии по благодати (Посл.
к Евреям 2:12-13), ХЧ, 1908, №3; Откровение во пророках и откровение во Христе, ВиР, 1908, №1; К вопросу о происхождении синагоги и некоторых черт ее устройства, в кн.: В память столетия МДА (1814-1914): сб. ст., ч. 1, Серг. Пос., 1915; Караимы, ПБЭ, т. 8, с.582-90; Книги и книжное дело у древних евреев, ПБЭ, т. 12. В о л к о в С., Воспоминания бывшего студента МДА, Загорск, 1965 (Ркп.
, МДА; издана в 1995: Последние у Троицы, М.-СПб.). .