Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - вселенские соборы и священное писание

 

Вселенские соборы и священное писание

В эпоху В.c. *канон Свящ. Писания был в целом уже установлен, хотя ряд писателей и свв. отцов продолжали относить к каноническим книги, к-рые гораздо позднее были исключены из канона (Дидахе, 1-2 Посл. св. Климента Римского к Коринфянам, "Пастырь" Герма и др.). На В. с. вопрос о каноне не ставился, поскольку интересы свв.

отцов были сосредоточены вокруг проблем *христологии (а на VII В. с. вокруг вопроса об иконопочитании). Тем не менее для свв. отцов В. с. слово Писания было неоспоримым свидетельством истины, и поэтому постоянные ссылки на Библию есть во всех соборных деяниях. В Символе веры, принятом на I и II В. с. (325, 381), мы находим ссылку на пророчество о Воскресении, к-рое совершилось "по Писаниям".

Исповедуется и то, что Дух Божий "говорил через пророков", чем утверждается вера в *боговдохновенность Свящ. Писания. I В. с. ввел термин "единосущный Отцу", к-рого нет в НЗ, что вызывало возражения ариан и тех, кто оспаривал Символ веры. Однако этот небибл. термин не был отступлением от Слова Божьего. НЗ содержит в себе достаточно свидетельств о единстве Отца и Сына (Ин 14:8-11) и указаний на двуединую природу Богочеловека (Мк 14:36).

Само же толкование слов Писания и применение небиблейских определений лишь доказывало власть Церкви в лице собора интерпретировать Писание (ср. формулу "изволися Духу Святому и нам", восходящую к Деян 15:28). Догмат IV Халкидонского собора о Богочеловечестве позволил Церкви толковать в этом ключе и тайну *богочеловеческой природы Свящ.

Писания. 19-е правило VI В. с. (680) гласит: "Предстоятели церквей должны каждый день, преимущественно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словом благочестия, выбирая из Божественного Писания разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; но и если предложено слово Писания, пусть изъясняют его не иначе, как согласно с тем, как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и пусть лучше в этом ищут доброго имени, чем в составлении собственных слов, дабы в случае несостоятельности в этом, им не отпасть от надлежащего".

На VII В. с. (787) сторонники иконопочитания приводили ряд мест из Свящ. Писания в защиту своих взглядов. Вопросы каноничности тех или иных книг Библии рассматривались на *Поместных соборах. Деяния Вселенских Соборов, т.1-7, Каз., 1859-73. Еп.И о а н н (Митропольский), еп. История В. С., СПб., 19062; *К а р т а ш е в А.В., Вселенские Соборы, Париж, 1963; *Л е б е д е в А.

П., История В. С., ч.1-2, в его кн.: Собрание церк.-историч. соч., СПб., 19043, т. 3-4; H e f e l e C.J., Histoire de Conciles, dapr-s les documents originaux, v.1-10, P., 1907-13. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое вселенские соборы и священное писание
Значение слова вселенские соборы и священное писание
Что означает вселенские соборы и священное писание
Толкование слова вселенские соборы и священное писание
Определение термина вселенские соборы и священное писание
vselenskie sobory i svyaschennoe pisanie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины