Библейская энциклопедия Брокгауза - гора
Гора
Из числа упоминаемых в Библии гор наиб. известны: Г. см. Сион, ранее назыв. Мориа (2Пар 3:1), благодаря построен, на ней храму Господню получившая название "святой горы" (Пс 14:1; 47:2; 98:9; Ис 56:7; 65:11 и др.); Г. см. Синай, "гора Закона"; Г. см. Кармил, "гора Нагорной проповеди" и Г. см. Фавор.
II.
Издавна Г. считались местом Божьих откровений, молитв и жертвоприношений (см. Быт 22:2; 31:54; 3 Цар 18:19; Мф 17; Евр 8:5 и др.). На жертвенниках, устроен, в Г. и на высотах, израильтяне по языч. обычаю приносили жертвы идолам (Иер 3:6;Иез 18:6; Ос 4:13), а также Яхве (см. Высота). Видимо, подобные святилища, устроенные на высотах, подразумеваются под "Г.", о к-рых говорится в Пс 120:1. Тогда конец дан. стиха следует понимать как вопрос: "Откуда придет помощь моя?", ответ на к-рый дается в ст. 2: "Помощь моя от Господа" (см. Иер 3:23). В НЗ часто говорится о том, что Иисус всходил на Г., чтобы проповедовать там Своим ученикам (см. Заповеди блаженства, Мф 5:1 и след.) и чтобы молиться (Мф 14:23;носр.Ин4:21). В горном безлюдье Иисусу пришлось противостоять дьяволу (Мф 4:8; Лк 4:5), а в горах Галилеи Он исцелил множество больных и насытил 5 тыс. человек. Г. были лучшим местом укрытия для беглецов (Мф 24:16; Ин 6:15), в особенности известняковые Г., прилег, к Мертвому морю.
III:
1) горные громады свидет-вуют о могуществе Бога Творца (Пс 64:7; 103:8), Его силе и величии (Пс 17:8; 35:7). Описания огнедышащих и дымящихся Г. служат доказат-вом безграничной власти Господа над природой (Пс 103:32);
2) Г. не только символизируют Божью справедливость (Пс 35:7), но и олицетворяют непреодолимые препятствия (Зах 4:7; 1 Кор 13:2). Исаия призывает свой народ понизить эти Г., чтобы приготовить путь Господу (Ис 40:4). В метафорич. значении Г. олицетворяет также богопротивные силы (Иер 51:25; Дан 2:45 и др.). Но, по словам Христа, даже вера с горчичное зерно способна устранить эти Г. с пути (Мф 17:20; 21:21).