Библейская энциклопедия Брокгауза - господь господин государь
Господь господин государь
1) там, где в Синод, пер. употреблено слово "ГОСПОДЬ" (Быт 2:4,9,16; Лев 16:1,8; Иер 33:1 и след.,4 и др.), в тексте оригинала, написанного на евр. языке, стоит имя Бога, читаемое как Яхве (см. Имена Бога). Это имя употребляется исключит. в отношении Самого Бога и встречается в ВЗ более 6 тыс. раз;
2) евр. слово адон = "господин" в значении "собственник и властелин" это титул, к-рый принадлежит не только Богу как Властелину и Собственнику "всей земли" (Нав 3:11; Мих 4:13 в Синод, пер. "владыка"; Зах 4:14; 6:5), но и человеку, напр. царю (3Цар 22:17; 2 Пар 18:16; Иер 22:18; 34:5; в Синод, пер. "начальник"; "государь"), лицу, у к-рого находятся в услужении (Быт 24:14,18; 39:2,7),супругу (Быт 18:12; Суд 19:26; Пс 44:12; Ам 4:1)и т.д.;
3) в отличие от слова адон, слово адонай = "мой Господь" относится только к Богу как в обращении (Исх 4:10,13 и др.), так и в повествовании (3Цар 22:6 и др.). В местах, подобных Иез 13:9, в евр. тексте обращение к Богу выглядит как "мой Господь"; в Синод, же пер. местоимение "мой" опущено. При чтении Библии иудеи нередко заменяют имя Яхве словом адонай, дабы не согрешить против святого имени Бога и не повторять его слишком часто;
4):
а) греч. слово кюриос = Г., как и евр. адон, в первую очередь обозначает собственника или повелителя. Так, в НЗ встречаются "господин (хозяин) виноградника" (Мф 20:8; Мк 12:9; Лк 20:15), "господин жатвы" (Мф 9:38; Лк 10:2), "господин (хозяин) дома"(Мк 13:35), "господин субботы" (Мф 12:8; Мк 2:28). Кр. того, кюриос это обращение слуги к своему хозяину (Мф 13:27;Лк 13:8;14:22), к любому высокопостав. лицу (Мф 8:2,6,8; 15:27; Лк 5:12 и др.), а также обращение учеников к учителю (Мф 8:25; 16:22; Лк 9:54; Ин11:12 и др.). У греч. язычников слово кюриос употреблялось в отношении божеств, а также императора или царя, к-рому оказывали божеств, почести (Деян 25:26; в Синод, пер. "государь");
б) слово "Господь" как с артиклем (го кюриос. Мф 5:33; Мк 5:19; Деян 7:33; 2 Тим 1:16,18 и др.), так и без артикля (Мф 1:22; 21:9; 27:10; Мк 13:20; Евр 7:21 и др.) обозначает титул или имя Бога. Это нашло подтверждение в Септуагинте, где слова адонай и "Яхве" переданы как кюриос,
в) после воскресения Иисуса Его называют "Господом всех" (Деян 10:36), Г."над мертвыми и живыми" (Рим 14:8 и след.), перед именем Которого "преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп 2:10 и след.). Первым это исповедание, исповедание Церкви, произносит Фома (Ин 20:28).