Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - мудрость премудрость мудрый мудрец

 

Мудрость премудрость мудрый мудрец

Слово "мудрость" (евр. даат; греч. софиа) означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий (Притч 2:6).

I. МУДРОСТЬ БОЖЬЯ.

Божья М. проявляется в Его чудесном деянии сотворении мира (см. Сотворение мира, творение) (Пс 103:24; Притч 3:19 и след.; Иер 10:12) и в Его руководстве миром (Иер 31:2; Дан 2:20 и след.), но прежде всего в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека (Рим 11:33; Еф 3:10; 1Тим 1:16 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его "премудростью Божией" (Лк 11:49).

II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА.

Еще ВЗ говорит о М. как о личности (Притч 1:20-33; 8:1 9:12), а НЗ называет Христа воплощ. М. (1Кор 1:24); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, к-рый воспринимается безбожным человеком как юродство (1Кор 1:21-25). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. (1Кор 2:7), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа (ст. 1-16). В верующих, как в "теле Христовом", "многоразличная премудрость Божия" открывается также и для невидимого мира (Еф 3:10). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью (Лк 2:40,52), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть (Мф 13:54; Мк 6:2)? Господу передана вся премудрость Божья (Откр 5:12), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. (1Кор 1:30; Кол 2:3).

III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ:

1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений (Исх 28:3) и ремесленники, сооружавшие скинию (Исх 31:1-11; 35:31, 35), а также главы израильских колен (Втор 1:13,15) и Иисус Навин, преемник Моисея (Втор 34:9). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников (2Цар 16:23; 3Цар 3:28; Притч 8:15; 20:26), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам (Еккл 9:15). Иуд. предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона (3Цар 3:28; 5:9 и след.; 10:1; Мф 12:42), Иосифа (Быт 41:39)и Даниила (Дан 2:48). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте (Быт 41:8; Исх 7:11), Вавилонии (Иер 39:3; 50:35; Дан 1:20; 2), Персии (Есф 1:13). Особой М. славились египтяне (3Цар 4:30; Деян 7:22), но упоминаются также и мудрецы Эдома (Иер 49:7; Авд 8), Тира и Сидона (Иез 28:3-5; Зах 9:2). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь (Пс 110:10; Притч 1:7; 9:10). Представление о богатстве М. израильтян дают Книги см. Притчи Соломоновы, см. Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;

2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге (Рим 16:27; 1Тим 1:17). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. (Ис 5:21; Рим 1:22), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием (1Кор 3:19 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. (1Кор 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего (Мф 11:25; Лк 10:21) и кажется им юродством (1Кор 1:18). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу (1Кор 2:4 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не "плотской мудростью", а благодатью Божьей (2Кор 1:12). Христос наша М. (1Кор 1:30), только в Нем становится возможной "мудрость на добро" (Рим 16:19), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые (Еф 5:15; Иак 3:13-15). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него (Деян 6:3,10). Иисус обещает Своим ученикам "уста и премудрость", к-рым не смогут противостоять их враги (Лк 21:15), поскольку через них будет говорить Дух Отца (Мф 10:20). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное (1Кор 2:7-10; Откр 13:18; 17:9) и проявляется как в повседневной жизни христиан (Кол 4:5; Иак 1:5; 3,13,17), так и в духовном опыте Церкви (Еф 1:8; Кол 1:9; 3:16).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мудрость премудрость мудрый мудрец
Значение слова мудрость премудрость мудрый мудрец
Что означает мудрость премудрость мудрый мудрец
Толкование слова мудрость премудрость мудрый мудрец
Определение термина мудрость премудрость мудрый мудрец
mudrost premudrost mudryy mudrec это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины