Библейская энциклопедия Брокгауза - обет
Обет
2) давая т.н. зарок (евр. иссар, производное от "связывать", "сковывать", т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3-6,11-15). см. Пост;
3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21-23; Пс 49:14; Еккл 5:3-5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; см. Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам мужей. Если те не давали согласия, то данный О. считался недействительным пред Богом (Чис 30:3 и след.);
4) относит. О. существовали след. предписания:
а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28);
б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27);
в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных;
г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1-16 (см. Жертва);
5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5 и след.; Мк 7:9 и след.); см. Корван;
6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18:18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2:9 и др.).