Библейская энциклопедия Брокгауза - откровение иоанна богослова
Откровение иоанна богослова
Слово "Откровение" (греч. апокалюпсис) входит в заглавие книги (Откр 1:1). Сущ. апокалюпсис и однокор. глагол апокалюпто в НЗ употребляется в значении: "раскрытие сокровенной дотоле тайны" (Мф 10:26; 11:27; 16:17; Рим 1:17,18; 1Кор 2:10; Лк 17:30; 2Фес 2:3). Выражение "Откровение Иисуса Христа" (Откр 1:1) подразумевает ту истину, к-рую Господь открывает Своим служителям (ср. 2Кор 12:1; Гал 1:12), то, "что дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим" (Откр 1:1).
АВТОР
Сам автор называет себя Иоанном, "рабом Бога" (Откр 1:1), а по отношению к своим читателям "братом, соучастником в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа" (ст. 9). Ангел обращается к нему как к сослужителю и брату пророков (Откр 22:9). Ранняя Церковь, за временным исключением (отчасти по догматич. причинам) Восточной, была едина в том, что этот Иоанн тождествен ап. см. Иоанну. Тот факт (Откр 21:14), что автор говорит об именах 12 апостолов Агнца в основании стены Небесного см. Иерусалима, не может служить доказат-вом обратного; даже если Иоанн и прочел среди этих имен свое собственное, ему не было нужды особо подчеркивать это. Основанием для сомнений в его авторстве служит, однако, отличие стиля Откровения от стиля других сочинений Иоанна. Правда, в данном случае речь идет и о существенном различии материалов. В других пророч. фрагментах НЗ (Мф 24; 2Фес 2) также встречается множество отзвуков ВЗ. Само собой разумеется, что слова и выражения, использованные пророками для описания схожих видений, во многом совпадают. Но, с другой стороны, в Откровении обнаруживается значит. совпадение с Ев. от Иоанна и с посланиями Иоанна. Понятия: "жизнь", "смерть", "алкать", "жаждать", "побеждать", "свидетельство", "соблюдать заповеди" являются для них общими. Это же относится и к другим стилистич. особенностям, в частн. к употреблению двух имен Иисуса: Слово Божье (Ин 1:1,14; 1Ин 1:1; Откр 19:13) и Агнец Божий (правда, в Ин 1:29 употреблено греч. амнос, а в Откр 5:6 греч. арнион). Т.о., нет причин возражать против того, чтобы в согласии с единодушным мнением христиан II в. считать автором Откровения ап. Иоанна.
МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Местом, где было записано Откровение, назван маленький остров см. Патмос, лежащий недалеко от юго-зап. побережья Средиземного моря (Откр 1:9). Иоанн был сослан туда за свое свидет-во об Иисусе благовествование. Вероятно, он был приговорен к каторжным работам на рудниках. Находясь в столь тяжелом положении, Иоанн в своих видениях получил от Господа и утешение, и особое поручение. Ириней сообщает, что это про-исходило в конце царствования Домициана (81-96 гг. по Р.Х.). Вероятно, Ириней получил эти сведения от Поликарпа, к-рый лично знал Иоанна. Положение внутри тех церквей, о к-рых говорится в Откр 2,3, исторически подтверждается другими источниками. Естественно, у молодых церквей существовали свои трудности и проблемы (ср. 1Кор; 2Кор; Гал), но утрата "первой любви" (Откр 2:4), духовная смерть при кажущемся сохранении жизни (Откр 3:1), инертность и самодовольство (ст. 16,17) относятся все же к тем явлениям, к-рые более свойственны второму поколению верующих, чем первому. Упоминание о гонениях на христиан (Откр 1:9; 2:9,10,13; ср. 17:6) также более всего соответствует времени Домициана, поскольку до него, при Нероне, происходили лишь локальные и кратковрем. преследования.
АДРЕСАТ
Адресатами Откровения были прежде всего семь малоазийских церквей (Откр 1:11), находившихся в см. Ефесе, Смирне (см. Смирна), см. Пергаме, см. Фиатире, Сардах, Филадельфии (см. Филадельфия) и Лаодикии (см. Лаодикия). Каждая из этих церквей в период бедствий и гонений получает от Господа послание, в к-ром нелицеприятно рассматривается ее духовное состояние, чтобы через это обличение оказать ей помощь (гл. 2,3). Другие главы относятся ко всей Церкви. Эта весть от Господа сообщается церквам через ап. Иоанна, на чье попечение, видимо, были переданы эти церкви. О том, что Иоанн в конце жизни трудился в Малой Азии, неоднократно сообщают отцы Церкви. Об этих церквах, за искл. Эфесской (Деян 19,20; Еф) и до известной степени Лаодикийской (Кол 2:1; 4:15,16), ничего не известно. Но поскольку благодаря труду ап. Павла "все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе" (Деян 19:10), то можно предположить, что все семь церквей возникли именно в то время (о Лаодикии см. Кол 2:1).
КОМПОЗИЦИЯ
Книга, в к-рой описаны видения Иоанна и в к-рой большое значение придается числу "семь" (семь посланий, семь печатей, семь труб, семь чаш), композиционно делится на семь частей:
Введение. Превознесенный Христос (1:1-20).
I. Послания семи церквам (2:1 3:22).
II. Видения, переданные с помощью слов "я видел", или "и вот", или обоими этими выражениями (4:1 5:14):
1. Отверстая дверь на небе (4:1).
2. Престол на небе (4:2-11).
3. Книга, запечатанная семью печатями (5:1).
4. Вопрос ангела (5:2-5).
5. Явление Агнца (5:6-10).
6. Поклонение Агнцу (5:11-14).
III. Семь печатей (6:1 8:1).
IV. Семь труб (8:2 11:19).
V. Знамения, переданные с помощью выражений "и явилось" или "я увидел" (12:1 14:20):
1. Жена в родовых муках (12:1,2).
2. Красный дракон (12:3-17).
3. Первый зверь (13:1-10).
4. Второй зверь (13:11-18).
5. Агнец и 144 тыс. искупленных (14:1-5).
6. Три ангела (14:6-13).
7. Жатва и сбор винограда (14:14-20).
VI. Семь ангелов и семь чаш гнева (15:1 16:21).
VII. Конец времен (17:1 22:5):
1. Суд над Вавилоном (17:1 19:4).
2. Брак Агнца (19:5-10).
3. Явление Господа (19:11-16).
4. Суд над зверем и лжепророком (19:17-21).
5. Тысячелетнее царство (20:1-10).
6. Последний суд (20:11-15).
7. Новое небо и новая земля (21:1 22:5).
Заключит. предупреждения (22:6-21).
БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
1) истолкование книги О. сопряжено с большими трудностями; все усилия, предпринятые экзегетами за все века существования Церкви, не привели их к единому мнению. Однако среди множества т.зр. можно выделить четыре основные богосл. позиции:
а) исторически все пророчества (за искл. Откр 21; 22) относят ко временам Римской империи. Т.о., исполнение этих пророчеств в будущем уже не ожидается. За этим утверждением стоит мнение, что в Библии вообще не содержится подлинных предсказаний будущего;
б) долгое время самым распространенным оставалось церковно-историч. объяснение О. Согл. этой трактовке, Откр 4; 19 отображает пророч. картину церк. истории со времен Иоанна до Второго пришествия Господа; в Откр 20; 22 описаны события, к-рые последуют за этим периодом. Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают, что служит доказат-вом неоднозначности связи видений Иоанна с реальным историч. процессом. Кр. того, каждый толкователь почти неизбежно высказывал свою собств. т.зр. в определении последовательности видений и даже пытался указать срок см. Второе пришествия Иисуса (вопреки Мф 24:36; Деян 1:7), что всегда наносило ущерб библеистике. К тому же сторонники церковно-историч. объяснения О., как правило, отождествляли см. Антихриста (Откр 13:1 и след.) с к.-л. религ. институтами, будь то папство или ислам. Но если дух антихриста может действовать на протяжении веков, то сам антихрист, по свидет-ву Библии, явится как самостоят. личность (2Фес 2:3,4,8,10; 1Ин 2:18; 4:3);
в) в соответствии с третьей версией, все события, описанные в книге, относятся к будущему. Согл. этой теории, только гл. 1; 3 непосредств. относятся к Церкви Христа, тогда как в гл. 4; 19 описываются события, к-рые должны произойти в период между восхищением Церкви и Вторым пришествием Господа (см. Взятие на небо), поскольку слово "церковь" в этих главах не встречается. Такую т.зр. трудно опровергнуть, поскольку только будущее сможет показать, верны ли подобные предположения, но нек-рая слабость аргументации здесь очевидна. Обычно толкователи стремятся отождествить семь церквей, о к-рых говорится в Откр 2; 3, с различными отрезками церк. истории, но такое деление нередко представляется надуманным. Кр. того, было бы странно, если бы книга, явно адресованная Церкви, в основной своей части касалась бы Церкви лишь опосредованно;
г) четвертую группу толкователей объединяет то, что все они отказались от попыток соотнести очередность видений Иоанна с ходом историч. процесса; они не усматривают в Откровении к.-л. историч. последовательности событий, а рассматривают книгу лишь как широкомасштабное полотно, на к-ром изображена борьба сил зла против Бога и Его святых и запечатлена окончат. победа Господа. Обращает на себя внимание тот факт, что видения семи труб обнаруживают большое сходство с видениями семи чаш, и, след., их, очевидно, можно рассматривать как одновременные. Но при этом возникает опасность переместить тысячелетнее царство (см. Тысячелетнее царство) в современность. В то же время такая версия противоречит другим пророчествам Библии, поскольку, согласно НЗ, ветхозаветные предсказания относятся к вполне определ. событиям; на конкретность предсказаний указывается и в самом О. (Откр 1:1,19; 4:1);
2) из этого обзора следует, что при всем разнообразии предлагаемых истолкований книги ни одно из них нельзя рассматривать как единств. верное. Но это никоим образом не означает, что книга утрачивает свое значение и ее изучение следует прекратить. "Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем" (Откр 1:3; 22:7). Даже если в истолковании видений книги и присутствует нек-рая неуверенность, то смысл ее утешит. и увещеват. речений все же ясен и очевиден. Для Церкви Христовой О. с самого начала стало книгой утешения и надежды в дни испытаний и гонений;
3) в нек-рых рукописях автор книги назван Иоанном Богословом. О. единств. книга, где сообщается столько сведений о сатане, его силе и способах действия; сатана здесь упоминается гораздо чаще, чем в других книгах НЗ (Откр 2:9 и след.,13,24; 3:9; 12:3-17; 13:2,4; 16:13; 20:2,7,10). Действия подручных сатаны зверя, лжепророка (Откр 13; 17; 19), блудницы (Откр 17; 18), злых духов (Откр 12:7; 16:14) понуждают верующих к бодрствованию и молитве, чтобы им не оказаться обольщенными (ст. 15). Поэтому книга О. постоянно говорит о победе, к-рую святые, несмотря на временные поражения (Откр 11:7; 13:7), одержат с помощью Господа и крови Агнца над силами тьмы (Откр 2:7,11,17,26; 3:5,8-10,12,21; 12:11; 15:2; 21:7). Господь выступит против Своих врагов и осудит их еще в этом грешном мире (Откр 6; 8; 9; 16; 18), а затем окончат. на Страшном см. Суде (Откр 20:11-15). Верующим не следует удивляться или страшиться, когда положение здесь, на этой земле, "апокалипсически" обостряется. Нужно помнить о том, что книга О. говорит о вечности (см. Вечность, вечный), в к-рой одних ждет см. Проклятие (Откр 14:9-11; 20:10,14,15), а других жизнь в общении (см. Общение) с Господом (21:11 22:4). И над всем этим возвышается величеств. образ превознес. Христа, Агнца Божьего, освобождающего нас от греха (Откр 1:5 и след.,17 и след.; 2:26-28; 3:12,20; 5:9 и след.; 7:13-17; 14:1-5; 21:22 22:5) и пресекающего всякое посягательство на Его власть (Откр 1:7; 5:5; 6:16,17; 11:15; 17:14; 19:11-16). Все Откровение проникнуто поклонением славе Господа (Откр 1:5 и след.,17; 4:1 5:14; 7:9-12; 8:3 и след.; 11:15-18; 15:3 и след.; 19:1-9). Без этой книги Библия оказалась бы неоконченной; в ней просматриваются все основные линии, прочерченные от книги Бытие через всю Библию и приходящие к завершению, определ. Богом (см. Сотворение мира, творение см. Царство Божие).