Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - соломон

 

Соломон

Соломон (евр. Шеломо, от евр. "процветание", "благоденствие", "мир").

I:

1) сын см. Давида и Вирсавии. Родился прим. в 990 г. до Р.Х. В 970-930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды (3Цар 1-11; 1Пар 29:20 2Пар 9). Еще до рождения С. Господь назначил его наследником престола, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1Пар 22:9 и след.). Кр. того, Господь повелел через пр. Нафана наречь Соломону имя Иедидиа = "Возлюбленный Богом" (2Цар 12:24 и след.). С., как миролюбивый царь, является прообразом Мессии (см. Мессия), великого Божьего Царя-Миротворца. Но С., какой бы большой властью и славой он ни обладал, не был тем мессианским, праведным правителем, о к-ром пророчествовал Давид (2Цар 23:1-7);

2) при Давиде и С. царство Иуды и Израиля достигло наибольших размеров за всю свою историю. С. властвовал над всеми царствами от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта, народ в его время жил спокойно, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3Цар 4:20,25 и след.). Однако на склоне лет С. поддался влиянию своих жен-язычниц и наряду с почитанием Господа стал поклоняться идолам, чем навлек на себя Божий суд. У С. было два иноземных врага см. Адер Идумеянин и см. Разон, царь Дамаска; впоследствии к ним добавился внутр. враг в лице см. Иеровоама, к к-рому позже, после смерти С., перешла власть над десятью израил. коленами (3Цар 11:14-40);

3) восхождение С. на престол состоялось еще при жизни его отца. Перед смертью Давид оставил С. завещание (3Цар 2:1-10). Вскоре к молодому царю обратился с просьбой см. Адония, еще при жизни Давида претендовавший на престол. Старший брат просил отдать ему в жены Ависагу, девушку, к-рая ухаживала за состарившимся Давидом, надеясь с ее помощью осуществить свои планы. С. не без основания усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, по-этому Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник см. Иоав также был убит, а первосвященник см. Авиафар сослан в Анафоф. Главным военачальником стал Ванея, а первосвященником Садок (ст. 12 и след.). Все это укрепило власть С. (в Синод. пер. отсутствует фраза, содержащаяся в евр. тексте 3Цар 2:46: "Так царство было укреплено в руке Соломона"). Могущество С. закрепилось и его женитьбой на дочери фараона (1Цар 3:1), вероятно, одного из последних фараонов XXI, или Танисской, династии (см. Египет). Егип. царевна, видимо, была не первой женой С., поскольку его сын см. Ровоам родился в тот год, когда он стал царем (3Цар 11:4 и 14:21).

II.

В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: "Проси, что дать тебе" (3Цар 3:5). С. попросил даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло (ст. 9), а также премудрости и знания (2Пар 1:10). За эту просьбу Господь обещал дать ему больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. Кр. того, С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого, однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он решал судебные дела (см. 3Цар 3:16-28); его мудрость была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян" (3Цар 4:30). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен (ст. 32). Часть их сохранилась в Притч 1-9; 10:1-22:16; 25-29 (см. Песнь Песней Соломона см. Книга Екклесиаста). Разные люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично (3Цар 4:33,34), среди них была царица Савская (см. Шева) (3Цар 10:1-13; 2Пар 9:1-12). Позднее С. приписали апокрифич. книгу "Премудрость Соломона" и псевдоэпиграфы типа "Псалмы Соломона" и "Песни Соломона" (см. Апокрифы ).

III:

1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. см. Храм. При сооружении храма С. оказал помощь тирский царь см. Хирам (1), приславший искусного ремесленника см. Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) (3Цар 6:1; см. Летосчисление, IV,2). Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет (3Цар 7:1) С. продолжал строит-во своего дворца. В общей сложности сооружение храма и дворца заняло 20 лет (3Цар 9:10), с 967 по 947 г. до Р.Х.;

2) масштабные строит. работы, в т.ч. возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук. С. установил для израильтян трудовую повинность (3Цар 5:13 и след.); оставшихся в стране хананеев он превратил в оброчных работников и низовых надсмотрщиков (1Цар 9:20 и след.; 2Пар 2:16 и след.), в то время как все руководящие должности занимали евреи (3Цар 9:22 и след.; 2Пар 8:9 и след.). Интересные подробности о разработке рудных копей в Араве (на юге и в окрестностях см. Пунона) совр. ученые узнали благодаря находке археологов большой медеплавильной установке в Ецион-Гавере. Из этого порт. города корабли отправлялись в Офир (1Цар 9:26-28; 10:11,22). Геогр. положение его царства позволяло С. контролировать все караванные пути, по к-рым шла транзитная торговля между Сирией, Месопотамией, Малой Азией на севере и Египтом и Аравией на юге. О податях, к-рые брали с купцов, упоминается в ст. 15; 2Пар 9:14. Кр. того, С. был посредником в торговле лошадьми из Малой Азии и боевыми колесницами из Египта, то и другое он поставлял сир. и хеттским царям (3Цар 10:28,29; см. Мицраим). Торговля дала толчок строит-ву "городов для запасов", из к-рых особо упомянуты Фадмор (Пальмира), располож. сев.-вост. Дамаска, и Тамара на юге (3Цар 9:18,19; 2Пар 8:4,6). Царство С., за искл. удела Иуды, было заново поделено на двенадцать областей, каждой из к-рых правил особый наместник (3Цар 4:5,7-19). Каждый из наместников в течение одного месяца в году отвечал за снабжение цар. двора (3Цар 4:7,22,23,27). В обязанности этих чиновников входило также снабжение постоянного войска (ст. 28), состоявшего из 1400 боевых колесниц и 12 тыс. всадников. Для коней и колесниц было сооружено 4 тыс. стойл (2Пар 1:14; 9:25). После того как С. закончил сооружение храма и дворца, Господь явился ему во второй раз (3Цар 9:1-9; 2Пар 7:11-22), причем теперь в словах Господа звучало грозное предостережение: если С. или его потомки отпадут от Бога, то храм превратится в груду развалин. Видимо, к этому времени С. стал уже не столь богобоязн. человеком, каким он был в начале своего царствования: несмотря на серьезное предостережение, он впал в идолопоклонство (3Цар 11:1-13). Толчком к этому послужили его браки, в к-рые он вступал по полит. мотивам. Наряду с женой-египтянкой у С. было 700 жен из княж. родов и 300 наложниц. Это были аммонитянки, эдомитянки, сидонянки, хеттеянки и т.д. Они склонили сердце стареющего царя к своим языч. богам, так что оно перестало безраздельно принадлежать Господу. С. стал служить финикийской Астарте (см. Астарта) и аммонитскому Милхому, сооружал капища на см. Высотах для см. Хамоса и см. Молоха. Тогда Господь оповестил С., что отнимет у него царство, а за его сыном останется лишь одно колено. Когда, процарствовав 40 лет, С. умер (ст. 42), суд Божий над домом Давида и евр. народом выразился в разделе царства, к-рому уже никогда более не удавалось достичь прежнего могущества.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое соломон
Значение слова соломон
Что означает соломон
Толкование слова соломон
Определение термина соломон
solomon это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины