Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - справедливость праведность правда

 

Справедливость праведность правда

I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязат-вами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова "справедливость" (цедака) как "верность общине". Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Пс 21:32; 35:7; 70:19,24; 88:15 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется "праведным Господом" (2Пар 12:6; Пс 144:17; Втор 32:4; Езд 9:15; см. Вера);

2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета Закона, к-рому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, к-рое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Ис 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог это оплот и порука их спасения (Пс 70:2,15 и след.,19,24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов 34:10-12; Пс 95:13; Ис 59:17). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар 6:8 и след.). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, к-рая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Ис 51:5 и след.; 56:1);

3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.

Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Втор 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, "праведность" во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидет-вует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Пс 13:1-3; 142:2; Еккл 7:20), а с другой, что нек-рые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Пс 36:30 и след.). О том, что праведность это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоят-во, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов 9:2; 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов 13:18; 16:20 и след.; 17:8 и след.), но и обретает это признание (Иов 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Пс 32:5; 35:11 и след.; 102:17; 111:1 и след.). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через см. Прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Пс 50:4-14). Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Пс 102:6; 124:3; 128:4). см. Оправдание.

В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ

Знаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6; Пс 17:21,24). "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Ис 64:5; Дан 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис 45:24 и след.).

Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ

Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис 43:26; 48:1; 53:11; 57:12; 58:2; 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис 45:8,23 и след.). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1 и след.; 51:17 и след.; 54:7 и след.; 60:17 и след.; 61:1 и след.). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.

II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ

В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1Ин 3:7; Откр 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф 5:10; 1Пет 3:14); страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Евр 12:11). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1Пет 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2Пет 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян 17:31).

Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА

1) праведность, основанная на вере. Праведность это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, к-рое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, к-рая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп 3:4 и след.) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян 9:1 и след.), Павел осознал, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Еф 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Гал 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Рим 3:20). "Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою", а не под Божьей правдой (Гал 3:10). "Христос сделался для нас ... праведностью" (1Кор 1:30), потому что "не знавшего греха Он (Бог) соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2Кор 5:21). Праведность это Божий дар в Иисусе Христе (Рим 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, в мире греха. Эта праведность становится реальной через веру (см. Вера), и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом "праведностью от веры", "праведностью веры" (Рим 4:9,11,13; 9:30; 10:4,6; Гал 5:5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа;

2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Рим 3:8; ср. 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Рим 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (2Кор 5:9 и след.). Павел убедительно призывает нас к праведности (Рим 6:13,16,18-20; 9:30; 2Кор 9:10; Еф 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое справедливость праведность правда
Значение слова справедливость праведность правда
Что означает справедливость праведность правда
Толкование слова справедливость праведность правда
Определение термина справедливость праведность правда
spravedlivost pravednost pravda это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины