Библейская энциклопедия Брокгауза - украшение
Украшение
У. всегда были очень популярны у израильтян и других библ. народов, как и вообще на Востоке. В Ис 3:16-24 содержится своего рода опись различных У., к-рые в Израиле носили гл. обр. женщины, реже мужчины и дети. ВЗ не осуждает У. как таковые, во всяком случае, до тех пор, пока увлечение ими не становится чрезмерным. Особенно много У. люди надевали по праздникам, но не отказывались от них и в повседневной жизни; в дни траура их снимали (Исх 33:4 и след.). Существовали У. почти для всех частей тела: их носили на лбу, в ушах, в носу, на щеках, на шее, на руках, на пальцах, на щиколотках и на ступнях ног.
II. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УКРАШЕНИЙ
1) ЗАПЯСТЬЯ, или БРАСЛЕТЫ
носили преимущ. женщины по одному или по несколько на одном или на обоих запястьях, а позднее и на предплечьях (Быт 24:22; Иез 16:11). Браслеты изготавливались из нескольких слож. вместе отрезков проволоки золотой, серебряной, а позднее бронзовой и железной, согнутых в кольцо. Концы запястий (браслетов), как правило, заходили один за другой. Изредка на браслетах встречаются замочки особого вида. У мужчин запястья могли служить знаками отличия (2Цар 1:10);
2) БРАСЛЕТЫ НА НОГАХ
имели ту же форму, что и ручные, но были крупнее. В Ис 3:16 они упоминаются как женские У. Согл. ст. 18, ножные браслеты иногда соединялись цепочками, что принуждало благородных дам к семенящим, коротким шагам;
3) СЕРЬГИ
имевшие форму кольца, иногда с подвесками дл. до 4 см, были завезены из Сирии. Их носили женщины и дети (Исх 32:2; Ис 3:19), реже мужчины, по крайней мере, мадианитяне (Суд 8:26; Чис 31:50). Чаще всего серьги изготавливали из золота; они могли быть гладкими или ажурными. Их либо прищепляли к мочке уха, либо вдевали в продел. в мочке отверстие с помощью нитки или штифта;
4) КОЛЬЦА В НОСУ
(евр. название нэзэм, как и для серег) имели ту же форму, что и серьги, и укреплялись на одном из крыльев носа или на носовой перегородке. Их носили преимущ. женщины (Ис 3:20);
5) ПЕЧАТИ и ПЕРСТНИ С ПЕЧАТЬЮ
(Быт 38:18; 3Цар 21:8; Песн 8:6; Агг 2:23)представляли собой личную печать, вырез. из камня, чаще всего из кварца, реже из драг. камней, напр. из оникса (Исх 28:9) или изумруда (смарагда) (Сир 32:8). Эти печати носили либо на шнурке на шее, либо на пальце как перстень (Быт 41:42; Иер 22:24);
6) ОЖЕРЕЛЬЯ
из жемчуга и металлич. шариков, а также бусы из бисера, разноцветных драг. камней, раковин, а позднее цепочки из золота, носили, как правило, женщины (Исх 35:22; Песн 1:9; 4:9; Иез 16:11). Ожерелья и бусы спускались до уровня груди или до пояса. Иногда носили искусно изготовл. подвески, наниз. на нить, особенно т.наз. "луночки" (Ис 3:18). Под "привесками" нередко подра-зумеваются один или несколько амулетов (см. ниже). Если говорится, что мужчина носил цепь на шее, то, по-видимому, речь идет о ка-ком-то знаке отличия (Быт 41:42; Дан 5:7);
7) АМУЛЕТЫ
(в Синод. пер. "привески волшебные") величиной прим. 1-4 см, из фаянса или полудраг. камней, носили на цепочке или на нити вокруг шеи (Ис 3:19). Первонач. они были завезены, вероятно, из Египта, поскольку изображали свящ. животных или непонятные иероглифы. Типичными для самого Израиля были амулеты из просверл. костей, по форме напоминающих булаву;
8) о подвесках на щеках известно только из Песн 1:9;
9) ВЕНЕЦ, или ДИАДЕМА
гладкая или орнаментиров. полоска благородного металла дл. ок. 20-30 см, исторически восходящая к тканой или крученой из шерсти ленте на лбу. В первую очередь венец служил знаком цар. достоинства (2Цар 1:10; 4Цар 11:12), а в Персии являлся принадлежностью высоко-постав. чиновников (Есф 8:15). Венцами украшали жениха и невесту (Пс 20:4; Песн 3:11; Иез 16:12);
10) наконец, следует упомянуть ФИБУЛЫ, искусно изготовл. застежки для распашной одежды в виде брошей, к-рые выполняли функции одежной булавки. Они пришли в Палестину с Кипра и состояли из одинарного или двойного, гнутого или составл. из двух частей стержня из бронзовой проволоки. Обычная дл. такой застежки 6-7 см.
III. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) поскольку У. в значит. мере характеризует личность человека, к-рый носит его, в метафорич. значении оно нередко выступает как символ. Так, привязанность носителя к своим У. образно переосмысливается как верность народа Богу (Иер 2:32) или верность Бога Своему народу (Ис 61:10);
2) в Откр 21:2 новый Израиль, Церковь Христова, сравнивается с невестой, надевшей У. Вообще У. служит выражением радости, особенно в общении с Богом (Ис 61:3);
3) тем не менее уже в ВЗ ощущается перелом в оценке отношения к У. В Притч 1:8,9 явно говорится о том, что истинным У. являются послушание, прилежание и мудрость. В Притч 20:29 У. названа седина стариков, а не ухищрения, призв. скрыть возраст. Но только в НЗ идет речь об У. в смысле духовной красоты, жизни в послушании Богу. Здесь однознач. отвергается чрезмерное стремление к внешнему украшательству, вероятно из-за того, что У. обладают искусит. силой, односторонне заостряя внимание на человеч. теле, что отвлекает взгляд человека от истинной, внутр., сущности (1Тим 2:9; 1Пет 3:3 и след.).