Поиск в словарях
Искать во всех

Библейская энциклопедия Брокгауза - воспитание воспитывать

 

Воспитание воспитывать

ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Евр. слово ясар, имеющее значение "воспитывать", можно перевести и как "наказывать" и "учить" (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар обозначает воздействие одной личности на другую Бога на человека или человека на своего ближнего. Греч. слово пайдеуэйн означает "воспитывать (ребенка)", "руководить, "наставлять", "наказывать".

I. БОЖЬЕ ВОСПИТАНИЕ

Первейшее назначение Библии В. человека, при этом под В. подразумевается не просвещение и образование, а помощь в деле спасения и искупления. Бог, как Создатель и Господь, воспитывает человека, направляя его т.о., чтобы он склонился перед Его волей, почитал Его и слу-жил Ему. Это относится как к отдельному че-ловеку, так и к народу Божьему в целом: 1) МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ. Даже проявляя Свой гнев, наказывая, Бог руководствуется любовью и милосердием (Ис 54:5 и след.; Иер 31:3; Плач 3:31 и след.; Ос 11:1 и след.). Милосердие воплощено в образе Бога Отца (Ис 63:16; Еф 3:14 и след.) и подтверждено через Иисуса Христа (Ин 20:17; Гал 4:6). Бог поступает с нами, как с сыновьями. Кого Господь любит, того и наказывает (Евр 12:6 и след.). Но "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс 102:13; ср. Ис 49:15; 66:13);

2) ЦЕЛЬ Божьего В. (наказания) состоит в следующем: а) обращение грешников: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся". (Откр 3:19; ср. Пс 31:4 и след.; Плач 3:40 и след.; 1Кор 11:32);

б) испытание (1Пет 4:12) и укрепление веры (см. истории Авраама и Иова). Всякое Божье наказание приносит испытуемым "мирный плод праведности" (Евр 12:11; ср. Рим 5:3 и след.);

в) осознание того факта, что во всех жизненных обстоят-вах спасение всецело зависит от Бога (2Кор 1:8-10). Нам предстоит стать "подобными образу" Иисуса (Рим 8:29; 2Кор 3:18), с тем чтобы Его жизнь открылась в нас (2Кор 4:11). см. Человек является образом Божьим, и через воздействие Св. Духа в нем "изображается" Христос (Гал 2:20; 4:19); 3) средства и пути достижения этой цели столь же многообразны, как многообразны человеч. жизнь и Божий промысел (2Кор 6:9; 11:23 и след.). Поскольку Бог воспитывает нас "во Христе", то пути Его носят знак креста (2Кор 4:10). Сам Христос учился послушанию через страдания (Евр 5:8). Божье попечительство охватывает всю нашу жизнь каждый день и каждый поступок (Пс 138:16; Еф 2:10). Бог не дает нам таких испытаний, к-рые мы не в силах были бы вынести (1Кор 10:13). Он знает, в чем мы имеем нужду (Мф 6:32), и содействует нам "ко благу"; ничто не отлучит нас от любви Божьей (Рим 8:28,35 и след.). Божья любовь дает нам уверенность в том, что "начавший" в нас "доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6). II. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 1) ВОСПИТАТЕЛЬ СОРАБОТНИК БОГА.

Ключевым моментом в библ. учении о родительском В. принято считать следующее наставление ап. Павла: "...И вы, отцы... детей ва-ших... воспитывайте... в учении и наставлении Господнем" (Еф 6:4; ср. Втор 6:6 и след.). Воспитателем выступает Сам Господь. М.Лютер говорит, что "учение и наставление" должно совершаться "по примеру Бога, чтобы дети знали, что через родителей их воспитывает и наказывает Сам Бог". Божий гнев и Его милосердие выражаются в любви, к-рая, будучи направленной на благо Божьего чада, должна и наказывать (Притч 13:24; 29:15). При этом, как указано в Еф 6:4, отцы не должны "раздражать детей" своим гневом. Произвол необходимо исключить. Так воспитатель становится Божьим соработником, а процесс В. через Духа Божьего распространяется и на него самого (Тит 2:12; Евр 12:7). Родители и воспитатели, отступающие от Бога и не руководствующиеся Его любовью, подвергают опасности детей, вверенных их заботам (Притч 19:18 и след.; Кол 3:21);

2) ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ

состоит в том, чтобы подготовить молодого человека к выполнению предназнач. ему Богом, в соответствии с его дарованиями, жизненной задачи: жить не для себя, а служить Богу, угождая своим ближним (Ин 13:15; 2Кор 5:15). Родители несут ответственность перед Богом за В. детей (Пс 126:3; Притч 1:8; 17:6). Бог Сам печется о них (Мф 18:6,10) и призывает родителей к ответу (1Цар 3:12-14). Школа (синагога) и религ. община дополняют и расширяют родит. В. При этом в заботе о детях, в их обучении и В. следует исходить из физических и духовных задатков, из индивидуальных особенностей каждого ребенка (Притч 22:6);

3) ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.

Писание тесно связывает между собой первую и пятую заповеди (см. Десять заповедей). Почитание родителей неотделимо от почитания Бога (Мал 1:6). Истинная богобоязненность детей выражается в том, что они почитают родителей и проявляют послушание им (Лев 19:2 и след.). "Дети, будьте послушны ро-дителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу" (Кол 3:20; ср. Еф 6:1 и след.). Но поскольку "дети забывают родителей так же, как все мы забываем Бога" (М.Лютер), то во-спитатель должен требовать послушания только в том случае, если он сам готов прощать детей и проявлять терпение к ним, подобно тому как Христос прощает нас и проявляет к нам терпение. см. Дети, сыновья, младенцы, чада.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое воспитание воспитывать
Значение слова воспитание воспитывать
Что означает воспитание воспитывать
Толкование слова воспитание воспитывать
Определение термина воспитание воспитывать
vospitanie vospityvat это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины