Библейская энциклопедия Брокгауза - юность молодость
Юность молодость
Ю. это период жизненного роста и созревания (Пс 143:12). Ю. телесная это время расцвета сил (4Цар 5:14; Иов 33:25; Притч 20:29; Зах 9:17). В присущих Ю. избытке силы и чрезмерном веселье (Еккл 11:9,10) кроется определ. опасность. В молодости человек ищет собств. путь (Ин 21:18), но при этом он еще не достаточно развит в духовном отношении и не обладает сформировавшимся характером; молодые люди должны сначала обрести знание и рассудительность (Притч 1:4). Угрозой звучат слова пророка: "И дам им отроков в начальники" (Ис 3:4), поскольку считается, что младшие должны подчиняться старшим (1Пет 5:5), служить им (Лк 22:26). Если юноша "нагло превозносится над старцем" (Ис 3,5) или вовсе насмехается над ним (Иов 30:1), он нарушает жизненные устои.
II:
1) даже дети, младенцы (см. Отрок, младенец, малое дитя) могут восхвалять Бога (Пс 8:3; Мф 21:16). Иисус же говорит: "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк 10:15). Но в вере отроки должны стать "юношами" и "отцами" (1Ин 2:12-14). Поэтому звучит призыв: "Помни Создателя твоего в дни юности твоей" (Еккл 12:1). Юноша должен следовать Слову Божьему (Пс 118:9), и "благо человеку, когда он несет иго в юности своей" (Плач 3:27; см. Ярмо, иго). Божьим посланцам нет нужды говорить: "Я слишком молод" (Иер 1:6-8); никто не должен относиться пренебрежительно к Ю. тех, кто служит Господу (1Тим 4:12). С др. стороны, молодая, внутренне еще неустойчивая личность наиб. подвержена искушению греха (Иов 13:26; Пс 24:7); Павел считает необходимым предупредить об этом своего испытанного сотрудника Тимофея (2Тим 2:22). Вразумление и раскаяние часто приходят слишком поздно (Иер 31:19). То, как человек живет в Ю., во многом определяет его дальнейший путь, к-рый можно пройти либо в нечестии (Быт 8:21; Иер 32:30; Иез 23:8), либо в праведности (3Цар 18:12; Пс 70:5,17);
2) подобно тому как отдельный человек бывает молод, так и Божий народ в своем отношении к Господу пережил пору Ю., когда к нему с болью в сердце обращались пророки, это время избавления из егип. рабства (Ос 2:15; 11:1; ср. Пс 128:1,2) и см. Странствование в пустыне (Иер 2:2; 3:4).
III.
Согл. Библии, человек оставляет позади пору Ю., когда достигает не только физич., но духовной зрелости. Под юношами в ВЗ в большинстве случаев подразумеваются молодые люди, полные жизненных сил, в т.ч. воины (Нав 6:22; 1Цар 30:17). Молодых людей, привлеченных Соломоном к строит. работам (3Цар 11:28), нельзя назвать зрелыми воинами. Постыдным считалось то обстоят-во, что после разрушения Иерусалима отроки и юноши были вынуждены выполнять рабскую работу (Плач 5:13). Почти тридцатилетний Иосиф назван в Библии юношей (Быт 41:12 в Синод. пер. "молодой"; ср. ст. 46). Вероятно, немногим моложе был и Тимофей, когда Павел писал ему: "Никто да не пренебрегает юностью твоей" (1Тим 4:12). Не следует также считать слишком юными Савла (Деян 7:58) и богатого юношу (Мф 19:20). А Ровоаму в то время, когда он советовался с молодыми людьми, выросшими вместе с ним (3Цар 12:8,10), был 41 год (3Цар 14:21).
IV.
Такие события, как женитьба или замужество (см. Брак), также относятся к поре Ю. Самсон устроил свадьбу, как это обычно делали молодые люди (Суд 14:10 в Синод. пер. "женихи"). Ранние браки, вероятно, были более частыми среди знати; но насколько распространенным было это явление, судить трудно. Точные сведения есть только от-носит. иуд. цар. рода. Так, у Иехонии (см. Иехония), к-рый, согл. клинописному свидет-ву от 592 г. до Р.Х., имел к тому времени пять сыновей, старший сын родился, видимо, еще до его вступления на престол в 598 г. до Р.Х., т.е. когда ему было 18 лет. см. Дети, сыновья, младенцы, чада.