Буддизм - арьядева
Арьядева
Его соч. переводились на тиб., кит. и яп. языки. А. внес значит. вклад в разработку осн. будд. концепций, оказал большое влияние на подъем и оживление интеллектуальной жизни в ср.-век. Индии. Почти во всех соч. защищал центральную для мадхьямики концепцию пустоты (шунья), осн. его оппонентами были санкхьяики и вайшешики. Его вклад особенно велик в филос.
-полемич. учение. Согл. А., истинно сущее (парамартхасат), или абсолютное состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносит. категориях, оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, а таковым может быть только сознание-пустотность. По его мнению, истинно сущее реализуется практически путем опровержения («опустошения») всех лжеидей по поводу сущего, в первую очередь о неизменном среди всеобщей изменчивости, о счастье среди океана страданий, о вечной душе (атман) среди невечного мира, о прекрасном среди безобразного.
Размышления о таких идеях А. называл невежеством и приписывал его буддистам тех школ. к-рые чурались учения махаяны о пути бодхисаттвы, не испытывающего ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому или призрачному. В тиб. традиции А. причисляется к «шести драгоценностям» будд. философии: Нагарджуна, А., Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти. В кит. буддизме трактат А. «Шата-шастра» («Сто строф») относится к осн. источникам школы Сань-лунь-цзун. — В. П. Андросов, Н. А. КанаеваБуддизм
2009
.