Буддизм - проблемы мира и войны
Проблемы мира и войны
не были актуальными для идеологов буддизма до 50-х годов 20 в. Лишь с появлением термояд. оружия и др. средств массового уничтожения эти вопросы стали объектом острой дискуссии, оказывающей заметное, возможно решающее, влияние на модернизацию учения буддизма. В наст. вр. можно выделить три подхода к этой проблеме: морально-нравств.
, кармич. и соц.-политич. Морально-нравств. подход к проблемам войны и мира аргументируется с ортодокс. позиций учения буддизма. Сторонники этого подхода утверждают, что только нравств. образ жизни, проповедуемый буддизмом, может спасти человечество от гибели. Эта идея доказывается ссылками на жизнь и миссион. деятельность принца Гаутамы, на эдикты царя Ашоки, касающиеся разных аспектов учения, на канонич.
тексты. Наиболее часто используются изречения из Дхаммапады и текст Мангала-сутты (из первого раздела Кхуддака-никая), в к-ром перечисляются формулы поклонения и осн. заповеди буддизма. Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность такого подхода к проблемам войны и мира, при к-ром осн. нагрузку несут изречения Дхаммапады, типа «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» (Дхаммапада.
5; далее — Дх.); «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве» (Дх. 103); «Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения» (Дх. 201) и т. д., следует помнить, что за этой простотой скрывается целая система мировоззрения со своими догмами, теориями и традиц.
логикой. Сторонники морально-нравств. подхода подчеркивают вторичность соц., экономич. и политич. проблем по сравнению с задачами морально-нравств. совершенствования природы человека, ратуют прежде всего за пропаганду учения буддизма, уповают только на добрую волю пр-в в борьбе за установление мира на земле. Эта т. зр. наиболее последовательно проводится «Всемирным братством буддистов» и отражена и его документах.
Кармич. подход, несмотря на его широкое распространение среди буддистов, особенно среди монахов, как правило, не описывается в популяр. журналах, т. к. его сторонники обоснованно считают, что пропаганда в печати кармич.концепций по проблемам войны и мира может вызвать конфликт между представителями разл. религий и тем самым повредить консолидации сгоронников мира.
Этот подход порожден верой в незыблемость кармич. закона, к-рый господствует над людьми, об-вом, нациями, гос-вами, всем человечеством, над нашей планетой и всей Вселенной (как сумма карм живых существ). Логически он обосновывается ссылками на действие кармы, закона зависимого происхождения и стадиальную деградацию веры, описанную в трактатах «Милинда паньха» и «Висудхимагга» Буддхагхоши.
В основе кармич. подхода лежат представления, выводимые из толкований к палийскому канону, о неуклонной деградации человечества из-за падения нравов и утраты веры, особенно в результате развития капитализма и распространения материализма. Поскольку карма об-ва, страны и т. д. есть сумма индивид. карм, то судьба об-ва зависит от морально-нравств. установок индивидуумов, его составляющих. Истинная нравственность, формирующая благоприятную карму, присуща людям, вставшим на срединный, или восьмеричный путь. хранителем ценностей к-рого является сангха. След., лля улучшения обществ.кармы надо создавать благоприятные условия существования будд. общины, и там, где такие условия имеются, общество выживет в случае термоядерной катастрофы Др. аспект рассуждений сторонников кармич. подхода сводится к утверждению, что страны, производящие разл. средства массового уничтожения, формируют плохую карму, к-рая приведет их к взаимному уничтожению, а слаборазв.
страны ядерная катастрофа минует стороной. Кармич. подход не обсуждается также на будд. и др. форумах, поскольку это вопрос веры, к-рый не содержит и не может содержать конструктивных предложений. Соц.-политич. подход к проблемам борьбы за мир характерен гл. обр. для международ. будд. орг-ции Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ).
Этот подход был обусловлен задачами АБКМ, сформулированными первым президентом АБКМ хамбо-ламой С. Гомбоджавом в первом номере журнала «Буддисты за мир»: 1) обеспечить тесное сотрудничество буддистов всего мира в улучшении мира в Азии и во всем мире; 2) пропагандировать и осуществлять идеи мира, справедливости и человеч.достоинства — сугь учения Будды; 3) защитищать и поддерживать нац независимость и противостоять империализму, колониализму и неоколониализму; 4) противостоять агрессивным военным блокам и их базам в Азии и бороться за мир и безопасность в Азии на основе принципов Панчашила; 5) а) содействовать общему и полному разоружению и запрещению производства, испытаний, накопления и использования термояд.
оружия и др. средств массового уничтожения: б) защищать права человека путем ликвидации голода, нищеты, невежества, расовой и соц. дискриминации, несправедл. экономич. порядка и религ. нетерпимости и сегрегации; в) создавать новый экономич. порядок, базирующийся на соц. справедливости, равенстве и гуманности; 6) поддерживать сотрудничество с др.
мирными и солидарными движениями религ. и нерелиг. орг-ции, преследующими сходные цели. АБКМ последовательно проводит в жизнь все 6 вышеперечисл. пунктов — В. И. КорневБуддизм
2009
.