Буддизм - сингон-сю
Сингон-сю
-яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Кукаем. Базисными текстами С.-с. являются Махавайрочана-сутра и Ваджрасекхара-сутра. Учение С.-с. относится к эзотерич. буддизму. Важнейшее значение для формирования доктринального комплекса С.-с. имели труды Букуна (Амогхаваджры), Шаньувэя (Шубхакарасимхи) и др.-кит. теоретиков и практиков эзотерич.
направления. Название школы С.-с. («сингон» — «истинное слово») указывает, что в ее доктринах запечатлена «сокровенная суть» будд. Закона, возвещенная буддой Махавайрочаной. Согласно учению С.-с., субстрат всего сущего — «вселенский будда» Махавайрочана, «естество» к-рого воплощено в «шести великих (элементах)», первоначалах-земле, воде, огне, ветре (или воздухе), пространстве и сознании.Т. обр., с одной стороны, реальный мир во всем его многообразии складывается из указанных первоначал, а с другой, в них воплощено «естество» будды, природа абсолютного. След., все единичное несет в себе потенцию будды. Истинная сущность бытия, т. е. «вселенский будда» в различных его ипостасях, изображается на мандалах. «Активность» мироздания и, соответственно, будды Махавайрочаны проявляется в трех видах действий: жизни, звуках и разуме вселенной (в движениях тела, словесных проповедях и мыслях указанного будды).
Три вида действий «вселенского будды» и обыкновенного человека принципиально тождественны. Чтобы выявить в себе потенцию будды, адепту С.-с. необходимо постичь «механизм» мироздания, поклоняться мандалам и копировать три действия Махавайрочаны: было разработано множество поз и магических формул (дхарани, иногда их называют также «сингон»), к-рые должен был принимать и произносить монах или мирянин, а также способов сплетения пальцев рук (см. Мудра), имеющих сакральное значение. Для С.-с. характерна чрезвычайно развитая литургика. В 13 в. из С.-с. выделилась группа, оформившаяся как самостоят. школа — «Синги сингон-сю» (школа истинного слова нового смысла). Ортодоксальное направление стало называться «Коги сингон-сю» (школа истинного слова старого смысла). Эти направления по-разному трактуют состояние Махавайрочаны во время возвещения Закона. С.-с. сыграла исключит. важную роль в истории яп. буддизма. В наст. вр. в Японии 12 с половиной тыс. храмов, принадлежащих разл. ответвлениям школы, количество адептов превышает 12 млн человек. — А. Н. ИгнатовичБуддизм
2009
.