Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - иерусалим

Иерусалим

(основание, или жилище мира; этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав.18:28 ) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором, во времена Авраама, царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к ·с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный ом. Таким образом сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на ·г., равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города несомненно сообщается в 22 ·гл. ·кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Мориа, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2Пар.3:1 ). Точное определение положения города а никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12 часах пути от Средиземного моря и в 8 от Иордана на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2,500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на ·в. и долина Гион на ·ю. и ·з. служат его границею. Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей вероятно на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается на столько священным в глазах Турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на ·г.Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадною стеною. Местность между горой и стеною представляла обширную площадь удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На ·с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башнею Антония, в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ·ю.-в. от ·г.Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствует древнейшим повествованиям о сей ·свящ. горе различных историков.

После многократных опустошений, которым подвергался , к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры, по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть ·г.

Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом, Акра (называемая так от ·греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним, и находясь на ·с. от означенной горы, отделялась от нее долиной. Город был построен некогда на вершине Акры. После 25 летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близ лежащею местностью.

Настоящий главным образом расположен на ·г.Мориа, имеет около 2 1/2 ·англ. миль в окружности с 20,000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На ·с. и ·ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими.

На южной стороне находятся ворота Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифезда, врата Стефана именуемые также Овчими и вратами ·св. Девы. На западной стороне между Голгофою и Везефою находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ·ю. стороне, несколько на ·з. от ·г.Мориа, так именуемые Навозные, а другие, под названием Иродовых находятся на ·з. стороне и ими проходят из Везефы. На ·в. от Мориа находятся седьмые ворота, или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда Христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, это так называемые Золотые врата. Доселе у Магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель Мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в . Кроме означенных, в ·свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые ·др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают Турки и Арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри по близости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и Арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденною стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из Христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, за исключением разве Магометан, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде.

В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета. У евреев в е находится значительное число синагог и почти все они выстроены в местности ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ ·г.Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своею массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки.

Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в е и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где по преданию стоял дом ·первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище и на дворе которого ·ап.

Петр отрекся от Него. У Коптов, Сириян, Абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в е большею частью каменные, в большинстве впрочем они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью чтобы мимо ходящие не могли видеть из-за них женщин.

Улицы узки и большею частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей а без сомнения первое место занимает Храм ·св. Гроба, священнейшее здание для всего Христианского мира. Он выстроен несколько на ·з. от улицы ведущей к Дамасским воротам Константином Великим, или, вероятнее, матерью его, Еленою, над Гробом Господним.

Храм ·св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших быть может до времен Крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и ·св.

Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам ·свящ. Писания, вне врат а; но как известно, что город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлею храма. В том же самом храме показывают, кроме сего, много других ·свящ. достопримечательностей, как-то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова и место где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных Христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужений; впрочем храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного.

За сим достойны внимания: монастырь ·св. Иакова, принадлежащий Армянам, одно из обширнейших зданий в е, с прекрасным садом и очень ценною библиотекою. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь ·св. Гроба и ·др. Дом св. Марка принадлежит Сирийским Христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит Грекам. Абиссинский монастырь несколько к ·ю. от храма гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15-ю Францисканскими монахами из Испанцев, Коптский монастырь и некоторые другие. Гробница Давида или Ель-Неби-Дауд находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в е. Означенное сооружение над местом погребения царя ·пр.

Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось Христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками, и установил таинство ·св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара. Церковь Христова, принадлежащая Английским и Прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ·ю.-в. от Яфских ворот. Есть и другие общественные церковные здания в е, но поименованные нами суть главнейшие. Вообще можно сказать, что настоящий , по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала:

1) Христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь ·г.

Голгофской, царя Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных ·свящ. достопримечательностей;

2) Армянский квартал, заключающий ·з. часть Сиона и населенный главным образом Армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями;

3) Еврейский квартал, расположенный на ·в.

стороне Сионского холма, с остатком ·з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются Евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и наконец

4) самый большой квартал, Магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Среди означенного квартала возвышается также большая Еврейская синагога и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах Евреев, Скажем в заключение несколько слов и о наших Русских постройках в е, занимающих место на Гионской возвышенности на ·с.-з. стороне а, в одной из самых здоровых местностей, и составляющих не малое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди его церковь, построенная по образцу одной из древнейших Афонских церквей, в Византийском стиле; госпиталь огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого находится домовая церковь ·прав.

Русской духовной миссии. В верхнем этаже оного находятся квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и ·др., а в нижнем приют для Русских путешественников. Все они тщательно поддерживаются ·прав. Палестинским Обществом, состоящим под августейшим покровительством Великого Князя Сергия Александровича. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажные корпуса, занятые мужским и женским приютами; одно одноэтажное здание с квартирами для консула, секретаря и ·проч.

; еще два домика, из которых в одном помещается драгоман консульства, а в другом квартиры кавасов и привратника; за тем здания для чайной, бани и ·др. Русский храм в е, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев.

Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории а, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и ·т.п. Пусть любознательный и благочестивый читатель, при помощи Библии и творения Иосифа Флавия, сам постарается изучить оные с географическою картою а в руках, при чем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету.

Полное описание а в настоящем его виде можно найти у ·Норова, Диксона и ·проф. Олесницкого. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иерусалим
Значение слова иерусалим
Что означает иерусалим
Толкование слова иерусалим
Определение термина иерусалим
ierusalim это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины