Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - соломон

Соломон

. Означенное слово означает мирный. был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 до ·Р.Х. (1Пар.3:5 ). Имя а дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (1Пар.22:8 ,10). Господь возлюбил новорожденного, и ·проч. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия возлюбленный Богом (2Цар.12:23 ). О детстве и юности сына Вирсавиина ·свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, заветам, осуществление которых несомненно требовало большего ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости Израильской, и что ум его кроме того был глубоко напоен мудростью сходящею свыше.

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (3Цар.1:1 ), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и ·первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние, Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к у: вероятно он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве сделать а наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам, были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести а к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя Израильтян. Все это было исполнено в точности. "И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь ". Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адониею и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе а, убеждал его тщательно сохранять чистоту сердца и справедливость, как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этою целью Адония, Ависага, последняя наложница в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, ·первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с Восточными обычаями, взял за себя дочь Фараона, царя Египетского, и ввел ее в дом Давидов событие, хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (1Цар.3:3 , ·Пс. 44), счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах (3Цар.3:2 ,3). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюда-то пришел во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: "проси что дать тебе"? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И "благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что просил этого". Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и кроме того богатство и слава, гораздо больше чем было у его предшественников. возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих (·3Цар. 3). Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования а, изложенные в ·3Цар. (·гл. 3 11), и в 2Паралип. (9), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) мудрости а, II) его богатства, III) его царствования и личного его характера.

I. Мудрость а. Ум а обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, ·т.е. здравым суждением, обширною памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (3Цар.3:16 ,28). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии, что , уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (3Цар.7:7 ), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах по истине были изумительны. "И была мудрость а, замечает ·свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов востока, и всей мудрости Египтян. Он быль мудрее всех людей (3Цар.4:30 -31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять" (·ст. 32), Его познания, были очень разнообразны. По словам ·свящ. дееписателя, "и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах" (3Цар.4:33 ). Кроме сих громадных ученых знаний, и указанных выше письменных произведений, составил еще следующие книги: Песнь Песней, Притчей Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению ·св. Духа. Слава об его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о е различные удивительные рассказы. "И приходили от всех народов послушать мудрости а" (3Цар.4:34 ). Услышав о мудрости и славе а, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, что бы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. "И объяснил ей все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого у, чего он не объявил бы ей" (3Цар.10:1 -3). "И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала" (2Пар.9:6 ).

II. Богатство а. Во время царствования а все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы а. От последнего из сих источников приобретения были по истине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и может быть также с Индиею. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. "Падут пред ним жители пустынь, восклицает Псалмопевец, и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары" (Пс.71:9 ,10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником приумножения богатства служила слава об его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал с различными царственными дочерьми, не мало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморами. Домашние издержки а простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течении многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большою свитою евнухов и других слуг, конечно требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (3Цар.4:22 ,23). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (3Цар.3:4 , 3Цар.8:63 ), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами. Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и ·др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным, из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на ·г.Мориа (см. Храм). Он построил также великолепный дворец для себя дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (3Цар.7:1 ,11), и вне стен града Иудина дворец для дочери Фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (3Цар.9:11 ,19). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили по-видимому всякое вероятие.

III. Царствование а. "И жили Иуда и Израиль, замечает ·свящ. дееписатель о царствовании а, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни а (3Цар.4:20 ,25). Эту громадную территорию разделил на 12 областей, не соответствовавших впрочем 12 коленам Израилевым, и над каждою из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (·3Цар. 4). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали у и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. По истине его царствование считалось как бы, золотым веком Еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования а не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешний блеском своего царства, оставил, или по крайней мере уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большею частью язычниц из окрестных народов Моавитян, Аммонитян и ·др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. Любовь и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни а стали постигать его разные испытания и Потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода Идумейского. Во время покорения Идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими Идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет здесь благосклонно принят был Фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у Фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни а был Разон. Он был подданным Адраазара, царя Сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для а был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей, и повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: "Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки а, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого а; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранил повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов". Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но , узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и там оставался до кончины а (3Цар.11:1 ,40). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования а не могли; конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (2Цар.7:14 ,15). Книга Екклезиаста, писанная ом в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих, и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о е заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости; но при всем высоком поучительном ее содержании, она принадлежит позднейшему времени и ее нет на Еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждою душою верующею. В Притчах, или иносказаниях и кратких изречениях своих, поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у а прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самим животным! Нельзя не заметить также, что век а был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искусство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода, все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукою практическою и не замедлила сделать значительные успехи, обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые к сожалению не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В ·Н.З. имя а упоминается неоднократно И. Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что "и во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мат.6:29 ). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости а, говоря так: "царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости овой, и вот, здесь больше а" (Мат.12:42 ).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое соломон
Значение слова соломон
Что означает соломон
Толкование слова соломон
Определение термина соломон
solomon это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины