Полная библейская энциклопедия - иисус сын навин
Иисус сын навин
(Нав.1:1 ) называемый в ·кн. Исход (Исх.24:13 ) служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (Чис.13:9 ). В первый раз мы находим И. Навина в то, время, когда Израильтяне готовились вступить в сражение с Амаликитянами при Рефедиме Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым (Исх.17:9 ). В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношею (Исх.
33:11 ). Проницательный взгляд законодателя Еврейского народа скоро открыл в Навине качества необходимые для будущего главы всего народа. Вскоре после успешной битвы с Амаликитянами, он является в числе 12 соглядатаев, посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (Чис.13:17 ,18), и одним из двух, давших об оной благоприятный для Израильтян отзыв (Чис.
14:6 ). В конце сорокалетнего странствования Евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих Израильтян, переживших означенное время, по повелению Божию был назначен Моисеем начальником народа (Чис.28:18 ) и торжественно введен в это звание (Втор.30:14 ,23). Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля р. Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в землю Обетованную. Засим начался ряд войн с Хананеями, во время которых Навин и народ Израильский одерживали почти постоянные победы. Первый город, по переходе Евреев через Иордан Иерихон, был взят ими без боя, чудом пали стены Иерихона, и все в нем было предано огню и мечу; затем был взят город Гай, и был начертан и прочитан закон на ·г.Гевал, в присутствии всего Израиля. Потом после мирного союза с Гаваонитянами (·Нав. 9), Евреи одержали знаменитую победу над союзным войском пяти царей Ханаанских, напавших на Гаваонитян, и в то же время завоевали всю южную сторону земли Ханаанской, до Кадис-Варни (·Нав. 10). В высшей степени замечательна эта кровавая битва под Гаваоном, в долине Аиалонской. Стремглав бегущий по скату горы Веферонской, поражаемый на голову Израильтянами и избиваемый чудесным, как большие камни, градом с неба, многочисленный неприятель все таки не был истреблен совершенно, а день склонялся уже к вечеру. "Стой, солнце над, Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою, воскликнул И. Навин. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не сие ли написано в книге Праведного, замечает по сему случаю писатель книги Иисуса Навина: стояло солнце среди неба и не, спешило к западу почти целый день" (Нав.10:12 ,1. Подобное же чудесное удлинение дня упоминается также в истории царя Езекии (Ис.38:8 ). После сего осмелится ли кто отрицать, что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить все, что угодно Его святой воле, повелевать всею природою, изменять законы естества оной, ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства? Покорив половину Ханаана, Навин возвратился в Галгал. Затем он направился к Меромскому, озеру, поразил союзных князей севера Ханаана, под предводительством Иавина, царя Асорского, и доходил до врат Сидона и горы Ермон. В течение шести лет шесть Ханаанских племен с тридцать одним царем, в том числе и Енакимы, страшилище прежних Израильтян, были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для Евреев от пустыни Аравииской до Ливана (·гл. 11, 12). После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной земли, причем все колена получили свои участки именно в том виде, как задолго до сего предсказывал ·патр. Иаков, благословляя детей своих (·Быт. 69). Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства.Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство, под опасением больших бедствий. Наконец заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, И. Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.
Имя его упоминается в ·кн. Деяний Апостольских (Деян.7:45 ) и в послании к (Евр.4:8 ).См. также:
Иерихон, Иевусей, Иевусеи, Ахиил, Сапфир, Гоим, Гоимский, Одежда Восточная .