Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - илия

Илия

(мой Бог моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар.17:1 ). В первый раз мы встречаем Илию в (3Цар.17:1 ) перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиною бездождия и вследствие сего голода. "Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (·ср. Лук.4:25 , Иак.5:17 ). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (3Цар.17:5 ,6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту селение на Финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил ·пр. , называемая по ·греч.:  (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер и своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (·3Цар. ·гл. 17). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдиею, искал где либо пастбищных мест для своего скота, ·пр. явился сначала Авдии, а потом и самому царю. "Ты ли это смущающий Израиля?" воскликнул Ахав при виде пророка. "Нет, отвечал , не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов" (3Цар.

18:17 ,18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты; но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. "Кричите громким голосом, говорил им , ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется" (3Цар.18:27 ). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12 камней и, призвав имя Господа своего, молитвою низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: "Господь есть Бог! Господь есть Бог!" Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илиею, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (3Цар.18:1 ,40). После истребления жрецов, сказал Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя; сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель; , же, подкрепленный силою Божию, опоясал чресла свои и бежал пред колесницею Ахава, даже до самых ворот города (3Цар.

18:41 ,46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лук.4:25 , Иак.5:17 ,18, Евр.11:35 ). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии немедленною смертью. Узнав об этом, , чтобы спасти жизнь свою, пошел в ·г.Вирсавию, находившийся в царстве Иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели.

Вирсавия находилась в расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ·ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. "Довольно уже Господи, говорил он, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих". Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: "встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою". Осмотревшись, увидал в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водою. Подкрепившись чудесно посланною ему пищею, встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: "Что ты здесь ? Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал , ибо все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее".

Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы; за бурею последовало землетрясение, потом пронесся огонь. После огня веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, в веянии тихого ветра. "Возвратись, сказал Илии Господь, и поди к Дамаску, и когда приидешь, то помажь Азаила в цари над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя". При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между Израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста, которых не целовали идола (3Цар.19:1 ,18). Услыхав волю Божию, снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы; помазал его в пророки, бросив на него милоть свою символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (·гл. 19).

Далее в 3-й ·кн. Царств говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника.

"Ты убил и еще вступаешь в наследство?" грозно сказал Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. Так говорит Господь, продолжал он, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь". Ахав сказал Илии: "Нашел ты меня враг мой! Нашел, был ответ Илии, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Божиими.

Так говорит Господь: Я наведу на тебя беды... И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама... И псы съедят Иезавель за стеною Изреели". Выслушав сие, Ахав раскаялся, раздрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился... так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (3Цар.21:17 ,29). По смерти Ахава, ·пр. был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь ·свящ. писатель ·кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. "Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам?"... спрашивал Охозия у посланных им к Веельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, ·пр. Илиею. Человек, этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: "это Фесвитянин"! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены с своими отрядами огнем небесным.

Третий пятидесятник с своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (4Цар.1:1 ,17). Приближалось время взятия Илии на небо, Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг.

Они пришли к реке Иордану, ударил своим плащом по реке; вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. "Проси, что сделать тебе прежде, нежели я буду взят от тебя? Сказал . Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, отвечал Елисей. Трудного ты просишь, сказал . Если увидишь, как я буду взять от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет". Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и в вихре понесся на небо. "Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!" воскликнул Елисей, и не видел его более. И схватил он одежды свои и раздрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад и стал на берегу Иордана. По примеру Илии, он ударил его милотию по воде и воззвал: "Где Господь Бог Илии Он Самый? и Иордан расступился туда и сюда, и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фавор, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем беседующим с Господом (Мат.

17:3 ,8). Замечательное указание на ·пр. Илию находится у ·пр. Малахии (Мал.4:5 ,6). "Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием". Из ·Н.З. мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мат.

11:14 , Мар.9:11 ,13, Лук.1:17 ). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествование прямо и определенно называет его именем Илии (Мат.17:10 ,12). Наконец, по верованию Православной Церкви, ·пр. вместе с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (Отк.

11:3 ,12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великою похвалою о ·пр. Илии. Магометане, как и Иудеи, считают его посредником между небом и землею, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божии, особенно благочестивым мужам и раввинам.

В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя ·пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении; в честь ·пр. Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В Ефиопской церкви, Коптской и некоторых других имя ·пр.

Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8-го февраля и 1-го декабря. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое илия
Значение слова илия
Что означает илия
Толкование слова илия
Определение термина илия
iliya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины