Полная библейская энциклопедия - иорам
Иорам
а) (2Цар.8:10 ) сын Фоя, царя Емафского, отправленный сим последним приветствовать Давида от его имени с победою над Адраазором, царем Сувским. В (1Пар.18:10 ) на Еврейском читается: Хадорам.
б) (·4Цар. 8 и ·след.) второй сын Ахава, царь Израильский, брат и преемник Охозии (889 877 до ·Р.Х. ). Хотя он и ниспроверг идола Ваала, сделанного его отцом, и уничтожил нечестивое идолослужение пред ним, но он все-таки делал неугодное в очах Господних и продолжал держаться грехов Иеровоама и не отставал от них (4Цар.3:1 ,3). В начале его царствования, Моавитский царь Меса отложился от царства Израильского, и перестал платить ему дань. С помощью Иосафата, царя Иудейского, и царя Идумейского, отправился с войском для усмирения возмутителя. После семидневного похода, они приблизились к земле Моавитской и пришли в такое место, где не оказалось воды, Иосафат обратился за помощью и советом к ·пр. Елисею, находившемуся тогда при войске. Елисей при сем случае строго порицал а за его беззакония, но из уважения к Иосафату вопросил Господа. Выкопанные союзниками в безводной пустыне, канавы помощью Божией чудесно наполнились водою, чем оказана им двоякая польза, именно: утолилась жажда войск, а затем вода, показавшаяся неприятелю кровью, вследствие ли то отражения лучей заходящего солнца, или, быть может, вследствие особенного цвета самой воды от песчаной, красноватой почвы, ввела в обман неприятеля. Полагая, что союзники перессорились и вступили в кровавый бой между собою, Моавитяне поспешно в беспорядке вышли из лагерей собирать добычу, и вместо добычи встретили сильный отпор. Союзники, обратив неприятеля в бегство, успешно преследовали его и опустошили всю страну Моавитскую. Во власти Моавитян оставался только укрепленный город Кир-Харешет и тот был обложен союзниками и доведен до крайности. Царь Моавитский для умилостивления богов вознес на стене во всесожжение своего сына первенца, что произвело сильное негодование в Израильтянах; и они отступив, возвратились в свою землю (4Цар.3:27 ). В царствование а, Израильтяне часто страдали от нашествия Сириян. ·пр. Елисей, жизнь которого тесно связана с событиями царствования а, чудесно извещал последнего о всем том, что делалось в неприятельском лагере. Сирияне заметили это и послали вооруженный отряд схватить пророка, но по молитве человека Божия, Господь поразил воинов слепотою, и пророк отвел их в Самарию, уговорив при сем а поступить с ними милостиво и отправить обратно к своим. Вследствие сего было заключено перемирие, во время которого, как известно, Сирийский военачальник Нееман получил чудесное исцеление от проказы (см. Нееман). Затем Самарию снова обложили осадою Сирияне, и довели город до такой крайности, что ослиная голова продавалась по 80 сиклей серебра и матери не гнушались есть даже своих собственных детей. Царь приписывал это ужасное бедствие пророку, который несомненно предупреждал его об этом, и хотел даже умертвить его, но посланный для сего возвратился с обещанием, что город скоро освободится от осады и съестные припасы будут продаваться по дешевой цене. Так и случилось: в лагере Сириян послышался шум приближающихся войск, и они, оставив свой лагерь, со всеми съестными припасами обратились в бегство (4Цар.6:24 ,33, ·гл. 7). Вскоре после того, когда царь Сирийский был умерщвлен Азаилом, хотел воспользоваться сим государственным переворотом и возвратить Рамоф Галаадский; почему вместе с Озиею, царем Иудейским, осадил этот город, но осада кончилась неудачно. Раненый во время оной Сириянами, отправился в Израиль лечиться, и здесь был умерщвлен стрелою в своей колеснице, пущенною наугад Ииуем, и брошен на участке поля отнятого Ахавом у Навуфея. В то же время Ииуй велел умертвить Охозию, и потом истребил весь род Ахава (·4Цар. 3, 4Цар.6:8 ,32, 7, 4Цар.8:28 -29, 4Цар.9:24 -26). Царствование а замечательно деятельностью пророков Илии и Елисея. Деятельность первого продолжалась до 6 царствования а, а вторая относится почти ко всему остальному царствованию.
в) (1Пар.3:11 , 2Пар.21:1 ,20, 3Цар.22:50 , 4Цар.1:17 , 4Цар.8:16 ,24, Мат.1:8 ) сын Иосафата, царь Иудейский, которому он наследовал в 889 до ·Р.Х. Он умертвил мечом шесть своих братьев, которым отец оставил в наследство большие богатства и укрепленные города, а вместе с ними умертвил и некоторых из князей Израильских. Таково было начало его нечестивого царствования. Женившись на Гофолии, дочери Ахава, под ее злым влиянием, не только сам впал в идолопоклонство, но и принуждал своих подданных следовать своему примеру. Обличительное послание, полное угроз, отправленное к нему ·пр. Илиею, не образумило и не привело а к раскаянию и исправлению, вследствие чего все его восьмилетнее царствование было непрерывным рядом бедствий, Идумеи отложились от него и он сам едва избегнул их рук. В то же время против него возмутился укрепленный город Ливна. Филистимляне и Аравитяне выступили против него, ограбили его дворец и или умертвили, или взяли в плен его сыновей, кроме одного младшего Охозии. Сам он, в исполнение пророческого предсказания, был поражен страшною неизлечимою двухлетнею болезнью внутренностей, выпавших перед смертью к концу второго года из его утробы. "И он умер в жестоких страданиях, замечает ·свящ. дееписатель, и не сожег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его... И отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах" (2Пар.21:19 , 20).
г) (2Пар.17:8 ) один из двух священников, которых посылал Иосафат вместе с левитами по Иудее учить народ Закону Божию.
д) (1Пар.26:25 ) левит, предок Шеломифа, в царствование Давида.
е) (·2Езд.1:9) тысяченачальник, во дни царя Иосии, пожертвовавший для торжественного празднования Пасхи 5,000 овец и 700 волов. В параллельном месте (2Пар.35:9 ) читается: Иозавад.