Поиск в словарях
Искать во всех

Полная библейская энциклопедия - иосиф

Иосиф

(прибавление, присовокупление) имя нескольких лиц:

а) (Быт.30:23 и ·др.) старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 до ·Р.Х. в первый раз упоминается в ·кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как например Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе с своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение оказываемое отцом у перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных ом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. "Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу". "Неужели ты будешь царствовать над нами?" сказали ему на это братья. "Я видел, рассказывал в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне". "Что это за сон, который ты видел? заметил на это с неудовольствием отец, неужели я, и твоя мать, и твои братья прийдем поклонится тебе до земли?" Посему-то братья а решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану Измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову с словами: "мы это нашли; посмотри, сына ли твоею эта одежда, или нет?" Иаков тотчас же узнал ее. "Это одежда сына моего, воскликнул он, хищный зверь съел его; верно, растерзан " и разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: "с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (шеол). В Египте был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого Еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все что ни делал , оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел Египтянин в доме и поле. же был красив станом и красив лицом, замечает ·свящ. бытеписатель (Быт.36:6 ), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но не поддался соблазну: "как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом"? говорил он. Не успев склонить а на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил а в темницу, где содержались царские узники (·гл. 39). В самом начале заключение для а было очень строго и тяжело. "Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его" (Пс.104:18 ), замечает по поводу сего Псалмопевец, "но и в темнице Господь был с ом, и во всем, что он делал, Господь давал успех" (Пс.39:23 ). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, , наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что ом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время желая сблизить а с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей Манассию и Ефрема. у в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном у. "И снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку у; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою" (Быт.41:42 -43). Первым делом а в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (·ст. 46). В продолжение семи лет изобилия собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб Египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли Египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона. Таким образом купил всю землю Египетскую для Египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт.41:46 ,49, 53-56 и ·др. ). Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены у. Желая испытать их, показал вид на первый раз, будто не знает их и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (·Быт. 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием а, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. "Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб" (Быт.42:38 ). Иуда сказал ему на это: "отпусти отрока со мною..., я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни". Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладону, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. "Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным" (Быт.43:14 ). По прибытии в Египет, явившись к у, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, спросил: "здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?" Они отвечали: "здоров раб твой, отец наш; еще жив". "Благословен человек сей от Бога!" сказал , и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, спросил: "это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?" и сказал: "да будет милость Божия с тобой, сын мой". Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал с своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию а, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо а, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. не соглашался. "Нет, я этого не сделаю, говорил он; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом". Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом. "И так, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего; а отрок пусть идет с братьями своими". "Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего" (Быт.44:33 -34). Так испытаны были братья а! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: "Я , жив ли еще отец мой? Я , брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут... Идите скорее к отцу моему... скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их". Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию а, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. "Довольно" (сего для меня), воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве а над всею землею Египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном; "довольно сего для меня, еще жив сын мой ; пойду и увижу его, пока не умру". И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, выехал к нему на встречу в Гесем, и увидав его пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль у: "Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив" (Быт.46:30 ). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории а видно, что он жил 110 лет (Быт.50:22 ), видел своих потомков до третьего рода (·ст. 23), и умирая взял от своих братьев клятву погребсти его кости в земле Обетования (·ст. 24, 25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ·св. ·ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: "Верою , при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завещал о костях своих" (Евр.11:22 ). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (·ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело а в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из Египетских каналов канал а. Многие обстоятельства из жизни а, по объяснению ·св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего.

б) (Чис.13:7 ) отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной.

в) (1Пар.15:2 , 9) из сынов певца Асафа, в царствование Давида.

г) (2Цар.19:20 , 3Цар.11:28 ). В означенных цитатах под домом а разумеются колена Ефремово и Манассиино.

д) (Езд.10:42 ) Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. Во (·2Езд.9:34) он значится из сынов Езора.

е) (Неем.12:14 ) из священников дома Шевании, во дни Иоакима.

ж) (·Идф.8:1) предок Иудифи.

з) (·1Мак.5:18, ·1Мак.56:6) Еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея.

и) (·2Мак.8:22) лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна.

к) (Лук.3:30 ) один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии.

л) (Лук.3:26 ) также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля.

м) (Мат.1:16 и ·др.) обручник ·пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (Мат.1:16 ), из рода Давидова (Мат.1:20 , Лук.1:27 ), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами. Он был древодел, или плотник. По видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря.

н) (Деян.1:23 ) , называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января.

о) (Мат.27:57 ,59, Мар.15:43 , Лук.23:50 ,53, Иоан.19:38 ,42, Ис.53:9 ) Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого а и находившемся в его саду. В Евангелии Марка (Мар.15:43 ) и (Лук.23:50 ) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени: "Приидите, ублажим а приснопамятного"... Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю ·св. Мироносиц.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иосиф
Значение слова иосиф
Что означает иосиф
Толкование слова иосиф
Определение термина иосиф
iosif это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины