Полная библейская энциклопедия - кир
Кир
II. (Ис.44:28 и ·др.) победитель трех могущественнейших народов древности: Мидян, Лидиян и Вавилонян, основатель Мидо-Персидской монархии и освободитель Евреев из Вавилонского плена. Первоначально он назывался именем Аградар, имя же сделалось его царским титулом, когда он занял выдающееся место в общественной жизни и деятельности. Этот замечательный муж в первый раз упоминается в ·свящ. Писании, как предмет пророчества, произнесенного ·пр. Исаиею, еще за полтора века, до его рождения (Ис.44:28 ). Который (·т.е. Господь) говорит о е: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою, и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму: ты будешь основан! так гласит означенное удивительное пророчество. Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, ·пр. Исаия был вдохновлен Духом Божиим прямо изречь означенное пророчество с указанием даже имени а, как будущего освободителя Евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского (Ис.41:2 , 6, Ис.44:28 , Ис.45:1 ). Он был особенным орудием в Деснице Божией для разрушения Вавилона (Ис.45:1 ,3). ·свящ. Писание не упоминает о ранних летах жизни а, но мы можем заимствовать краткий очерк оной из Геродота и других светских классических историков. Отец а был Камбиз, потомок древних Персидских царей, но когда родился, то он не был еще признан за лицо царского происхождения и жил в неизвестности; но вот Астиаг, царь Мидийский, выбрал Камбиза в мужья для своей дочери Манданы. По рождении а, около 599 до ·Р.Х., Астиаг, заботясь о безопасности своего престола, приказал было убить младенца, но это бесчеловечное предприятие, к счастью, не осуществилось и оставался при Персидском дворе (Персия была присоединена тогда к Мидии), доколе среди вельмож и народа не вспыхнуло возмущение против Астиага, вследствие его несправедливого и жестокого правления.
При вторичном столкновении Астиага с ом первый был взят в плен и Мидийская монархия постепенно уступала свое место Персидской. Впрочем не захватил еще кормила правления и владычества над Персиею, так как его дядя, Циаскар (упоминаемый под именем Дария в ·кн. ·пр. Даниила), был первым монархом Мидо-Персидской монархии. В видении ·пр.
Даниила (·гл. 8) упоминается об овне и козле и при этом овен представляется двурогим, что, по общему мнению комментаторов, относилось к царям Мидийскому и Персидскому. Действительно завоевания а простирались на ·з. до Егейского моря, на ·с. по ту сторону Армении и на ·ю. до Египта; но так как его завоевания и царство не составляли особого предмета означенного видения, то в пророчестве содержится только краткое указание на а, а о нем более не упоминается в ·свящ.
Писании до самого завоевания им Вавилона. Покорив Малую Азию, обратил свое внимание на Вавилон, этот золотой город, славу царств, красоту Халдейского величия, составлявший по-видимому давний предмет его честолюбивых намерений. Главные биографы а (Ксенофонт и Геродот) представляют жизнь и подвиги не совсем в одинаковом свете. Его завоевания, как мы уже заметили выше, распространились почти по всему свету, но самым блестящим из них было, конечно, взятие им Вавилона в 538 или 539 до ·Р.
Х. Впрочем нет особенной нужды входить во все биографические подробности царствования а, за исключением разве тех событий из его жизни, которые непосредственно связывали его имя с историею народа Иудейского. Довольно сказать о е, что он был царем могущественным и мудрым, отличался благоразумием и мудростью в мирное время, равно как мужеством и храбростью в военное.
Слава его царствования озарила особенным блеском всю историю Востока того времени, а Библия проливает еще новый свет на личность этого в высшей степени замечательного монарха. По взятии Вавилона, он приказал возвратить Иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, и щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма (·1Езд. 1 4). Откуда мог узнать такое откровение, что Божественное существо называется "Господом, Богом небесным?" И как он узнал, что Господь повелел ему возобновить храм в Иерусалиме? О почему, презрев все языческие божества, он весь успех и величие приписал единому Господу Богу? Несомненно, он должен был иметь для сего какое либо особенное вразумление и духовное озарение свыше.Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслию на замечательном повествовании о е Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: , при чтении книги ·пр. Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: "Который (·т.е. Господь) говорит о е: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму ты будешь основан"... Так на то была особенная воля Божия, чтобы , властитель великих и многих народов, отвел народ Иудейский в страну его и построил храм Господу! (Ис.
44:28 , Езд.1:1 ,4). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма, потому когда прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших Иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: "Кто есть из вас, из всего народа Его, да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме" (Езд.1:3 ). По слову царя, более 42,000 Иудеев, покровительствуемые указом Вира, получивши от него в дар сосуды дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (Езд.1:1 , 8, ·гл. 3). Впрочем, может быть, был возбужден к такому великодушному делу и ·проч. Даниилом, который находился при царском дворе в царствование а в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарие (Дан.6:29 ). однако же не дожил до окончания построения Иерусалимского храма. В одном из сражений с Массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных беретах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны.
Есть предание, что храбрая царица Массагетов, Томириса, в отмщение за убийство ом ее сына, приказала отрубить ему голову и бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: "Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!" Впрочем сказания о смерти а различны: так например Ксенофонт в своей опедии передает, что спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в Персидском городе Пасаргадах и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. На Персидский престол по смерти а вступил старший сын его Камбиз. Но Персы, как говорит предание, долгое время по смерти чтили память а, называя его своим родителем. .