Полная библейская энциклопедия - мария богоматерь
Мария богоматерь
С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь, как говорит предание, Она проводила все время в трудах рукоделия, чтении ·св. книг и молитве и особенно отличалась высокими добродетелями глубочайшим смирением и совершеннейшею преданностью воле Божией.
На четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить Себя Богу, с обетом всю жизнь свою пребывать в девстве (Лук.1:34 ). Тогда Ее обручили за старца Иосифа, занимавшегося древоделием и происходившего также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем (Лук.1:27 ). Жили они в небольшом и незнатном городке Галилейском Назарете, снискивая пропитание своими трудами. В высокой степени трогательно и умилительно евангельское повествование о благовестии ·пресв. Девы Марии архангелом Гавриилом о чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя мира (Лук.1:26 ,38). "Радуйся благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословенна Ты между женами!" Не удивительно, что Мария смутилась при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного, смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает перед Нею тайну преславного воплощения Сына Божия, что Он родится от Нее, приимет человеческое естество кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). "Как будет это, когда я мужа не знаю?" вопрошает Она ангела в безмолвном удивлении. "Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, отвечает Ей небесный посланник, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".Тогда с глубочайшею верою и преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: "Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему!" И отошел от Нее ангел. После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись ·св.
Духа, воскликнула громким голосом: "благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! Н откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лук.1:42 ,43). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песни: "Величит душа моя Господа"... песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением.
Эта торжественно-возвышенная песнь в действительности имеет не мало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом Назарет и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный ·г.Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению Кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массою народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям Вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение"... На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В осьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром"... В этой чудно вдохновенной песни Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках, Ее ожидающих. "И Тебе самой, сказал он, обращаясь к ·пресв. Деве, оружие пройдет душу", (Лук.2:29 ,35). "Иосиф же и Матерь Его, замечает ·св. ·ев. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем" (·ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (·ст. 51). Во время пребывания Богоматери и Иосифа в Вифлееме, честолюбивый и кровожадный Ирод, услышав от волхвов о рождении царя иудейского, происхождение и месторождение которого ему было неизвестно, решил избить всех Вифлеемских младенцев мужеского пола до двухлетнего возраста. Слух о сем кровавом замысле понудил Иосифа и Марию, по повелению Божию, бежать в Египет. По смерти Ирода они возвратились, но поселились на жительство в Назарете, боясь насилия от Архелая, сына Ирода, вступившего на престол по смерти своего отца. Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии сообщается немного сведений. Так например мы знаем, что при одном случае, когда Богоматерь и Иосиф с двенадцатилетним отроком Иисусом пришли по обычаю в Иерусалим на праздник, то при отправлении в обратный путь, отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь и Иосиф с беспокойством искали Его между родственниками и знакомыми, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. "Чадо, что Ты сделал с нами, сказала Ему Богоматерь, вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя?" "Зачем вам было искать Меня? отвечал отрок Иисус, или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лук.2:48 ,49). Далее мы знаем из Евангелия, что Богоматерь присутствовала на браке в Кане Галилейской при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном чудесном претворении воды в вино. Здесь ходатайствовала Она пред Господом по случаю недостатка вина и сказала Ему: "у них нет вина". Господь отвечал на это, что еще не пришел час Его, а потом исполнил ходатайство Своей Матери, чудесно претворив воду в вино (Иоан.2:1 ,11). В Евангелии от Луки (Лук.8:19 ) мы читаем, что Богоматерь раз приходила к Иисусу вместе с другими во время проповеди Его. "Мать и братья Твои, сказали Иисусу при этом случае, стоят вне, желая видеть Тебя". В ответ на это Он сказал им: "Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (·ст. 21). Наконец мы снова видим Богоматерь, но уже при кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна и вручил Ее сыновней его попечительности (Иоан.19:26 ,27). "Жено! се сын твой", сказал Матери Своей с креста, указывая на возлюбленного ученика Своего страждующий Спаситель, и затем, обращаясь к ученику, прибавил: "се Матерь твоя". "И с этого времени, замечает евангелист, ученик сей взял Ее к себе". При крестных страданиях Господа во всей своей силе исполнилось обращенное к Ней некогда пророчество Симеона: "И Тебе самой орудие пройдет душу". И действительно, кто мог описать лютую скорбь Ее и душевные муки при этом невыразимом страшном зрелище! Из ·кн. Деяний видно, что по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного утешителя ·св.Духа (Иоан.1:12 ,14) и после до самого успения Своего жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Иоан.19:28 ). Там, по преданию, Она и скончалась и была погребена в Гефсимании. Вскоре потом пречистое тело Ее взято на небо, дабы быть Преблагословенной ходатаицею за весь мир, в особенности же за верных, молящихся Ей и призывающих Ее в помощь себе. По преданию, также дошедшему до нас через Евсевия, успение Богоматери было в 15 по вознесении Господа или в 48 по ·Р.
Х. Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам христианства. О нем свидетельствует Дионисий Ареопагит, Мелитон, епископ Сардийский и ·др. Главнейшие праздники, в которых воспоминаются важнейшие события из земной жизни Богоматери суть следующие: Рождество Ее (8 сентября).Введение во храм (21 ноября). Благовещение (25 марта), Рождество от Нее Господа Иисуса (25 декабря) и наконец Ее Успение (15 августа). В Православной Церкви кроме того много праздников, посвященных благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богоматери (Иерусалимская, Казанская, Боголюбская, Иверская и ·проч.), чрез которые небесная Владычица и доныне не перестает подавать обильные блага с верою к Ней прибегающим.
Самою древнею иконою Божией Матери почитается икона, написанная по преданию ·ев. Лукою, принесенная из Греции в Россию, в древнюю столицу Киев, из Киева во Владимир и оттуда в 1395 году в Москву, где и находится доныне в Успенском соборе и известна под именем Владимирской.См. также:
Захария, Иерихон, Иосиф, Апостол, Имя, Погребение .