Полная библейская энциклопедия - самаряне раскол самарянский
Самаряне раскол самарянский
(4Цар.17:29 ). Название это в ·Н.З. прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их землю колонии из своих собственных подданных. Сии последние смешались между собою и вступали в браки с дочерьми оставшихся Израильтян, хотя очень немногочисленных. Вступивши в брак, Самаряне боялись Иеговы и вместе с тем служили своим собственным богам, воображая, что Иегова есть только охранительное божество и желая сообразоваться во всем с языческими обычаями своей страны. По мнению других, Сямаряне были вполне язычниками, что их страна была совершенно особенная от обитателей Ассирийского монарха и что Самаряне произошли от этих языческих колонистов. В Евангелии от Матфея (Мат.10:5 ) Самаряне совершенно отличаются как от Иудеев, так и от язычников. Их характер вполне сходствовал с их происхождением: так например они выпросили себе на жительство Иудейского священника, который вероятно принес им Пятикнижие Моисеево, но при всем этом они делали себе языческих идолов. Когда они обратились к Зоровавелю с просьбою соединиться с Иудеями в построении храма, то они не указывали на свое Израильское происхождение (Езд.4:2 ). В своем послании к Артаксерксу против Иудеев они по-видимому указывали на свое языческое происхождение (Езд.4:9 ,10). Когда Александр оказал покровительство Иудеям, то они утверждали, что были сами Иудеи и требовали себе равных с ними привилегий; но когда Антиох преследовал Иудеев, то Самаряне отвергали всякую связь с ними и выдавали себя за Сидонян. Это сомнительное происхождение, враждебность к Евреям, настойчиво заявляемое ими пред Персидским царем, их отделение от Иудеев, вместе и богопочитание и сооружение ими своего известного храма на горе Гаризим (Лук.9:52 ,53, Иоан.4:20 ,21) делали вражду между Самарянами и Иудеями почти ожесточенною (Мат.10:5 , Иоан.4:9 ), так что самое название Самарянин считалось у Иудеев бранным и презрительным словом (Иоан.8:48 ). Самаряне ожидали Мессию (Иоан.4:48 ) и многие из них последовали Христу (Деян.8:1 , Деян.9:31 , Деян.
15:3 ). Небольшая часть этого древнего народа существует еще доселе и их посещали многие новейшие путешественники. Они показывают путешественникам список Пятикнижия Моисеева, написанный за 3460 лет до ·Р.Х. Авишуем, сыном Финееса. Некоторые списки Самарянского Пятикнижия первоначально были привезены в Европу путешественником Della Valle в 1616 году, другие же были доставлены на счет архиепископа Ucher.
В Самарии и в Наблусе (древнем Сихеме) есть еще и доселе небольшое общество, которое строго держится Самарянского учения, сохраняя, как святыню, Самаританские манускрипты, писанные на Еврейском и Халдейском языке, буквами похожими на Ефиопские, содержащие в себе, кроме Пятикнижия Моисеева, книгу Иисуса со многими вымыслами и прибавлениями. Есть там у них большая синагога, в которой может помещаться все их общество. Они утверждают, что доселе есть их единоверцы в Париже и в других местах Европы, но несмотря на то и эта немногочисленная колония Самарян в настоящее время быстро уничтожается.См. также:
Авва, Нивхаз, Суккот-беноф, Осия, Сатана, Азария .