Полная библейская энциклопедия - самуил
Самуил
а) (Чис.34:20 ) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее.
б) (1Пар.7:2 ) сын Фолы и князь колена Иссахарова.
в) (1Цар.1:20 , 1Цар.2:11 , Деян.3:24 , Евр.11:32 и ·др.) -пророк и судия народа Израильского. Елкана и Анна, родители а, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких милях на ·ю.-з. от Иерусалима. Отец а был потомок Левия через его второго сына Каафа (1Пар.6:27 ,34). Елкана имел вторую жену по имени Феннана, от которой имел нескольких сыновей и дочерей, но Анна, его любимая, жена была бесплодна. Это служило поводом ко многим для нее неприятностям. Анна была предметом особенной любви своего мужа, что возбуждало в Феннане ревность, вследствие которой сия нередко поносила и укоряла в бесплодии свою соперницу. Даже времена священных празднеств не были свободны от этих домашних неприятностей. Во время одного из ежегодных посещений Скинии Свидения в Силоме, когда и Елкана и его семейные отправились в Силом поклониться и принести жертву Господу Саваофу, душа его возлюбленной супруга была возмущена сильною горестью вследствие непрестанных упреков со стороны Феннаны: она плакала и не ела, нежные слова ее мужа не могли успокоить ее. В горести души своей она встала, пошла в Скинию и простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужеского пола, при чем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: "вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его" (·ст. 11). Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром. Как бы сознавая с этой минуты, что ее молитва принесена не тщетно, и пошла она в путь свой и ела, и лицо ее не было уже печально как прежде. Анна родила сына и назвала его ом, потому что она испросила его у Господа. Как только позволили обстоятельства, она возвратилась и исполнила свой обет, посвятивши а Богу в Силоме, и отрок остался служить Господу при Илии священнике (1Цар.2:11 ). Кратки, но многознаменательны сведения об отроческой жизни а, сообщаемые священным писателем. Будучи еще отроком, он надевал на себя льняной ефод по обычаю священников и участвовал в служении пред Господом. Это служение а происходило в присутствии и под надзором престарелого Илия и вероятно состояло не более как в помощи почтенному первосвященнику в отправлении некоторых общих и менее важных частей богослужения в Скинии. Благочестивые попечения Анны о своем возлюбленном сыне не прекращались во все время пребывания его в ограде Скинии. Ежегодно, как только приходила в Силом, она в заботливости о своем юном первенце приносила ему верхнюю малую одежду, приготовленную своими собственными руками. Характер и поведение отрока а были таковы, что приобрели ему благоволение Божие и любовь всех знавших его. "Отрок же более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей" (1Цар.2:26 ), говорит ·свящ. повествователь. Слово Божие в те дни было редко, открытое видение было запечатлено, но еще в отрочестве удостоился особенного откровения Божия. Однажды по окончании дневного богослужения, Илий и его юный служитель удалились на покой, и вскоре пробудился троекратно повторенным призыванием его от Бога. Дитя сначала не познало Божественный голос, призывавший его и думая, что его зовет престарелый первосвященник, вставал при каждом зове и приходил к первосвященнику. Илий понял, что Господь зовет отрока и указал ему, как должно ему действовать при Божественном призывании. повиновался. "И пришел Господь, и стал, и воззвал", и открыл ему Свою волю, состоявшую в истреблении дома Илия за дурные поступки его сыновей, Офни и Финееса. Это служило, так сказать, посвящением а в пророческое служение и скоро его юношеское ухо ознакомилось с голосом Божественного откровения. начал и продолжал свое пророческое служение под особенным водительством Божиим, так что весь Израиль знал и уповал на а, как на верного ·пр. Господня. Иегова являлся неоднократно и обитал в Силоме и из сего святилища, как бы из тайников грома, принимал глас Всемогущего и сообщал об оном всему Израилю. Таковы по сказанию ·свящ. Писания, детство и юность а. Его дальнейшее появление на страницах ·свящ. истории является уже в том высокознаменательном и ответственном служении, которым пользовались пророки во время Иудейской феократии, в качестве представителей Великого Царя. Вот уже в течение довольно долгого времени Израиль пожинал горькие плоды своего нечестия. Сыны Израиля были разбиты в битве с Филистимлянами; Ковчег Божий был отнят и взят в плен; два сына Илия убиты, а сам Илий услышав это упал с седалища, сломал себе хребет и умер; все что было лучшего в Израиле по-видимому погибло.
Цель однако очистительных бедствий, понесенных Израильтянами, была достигнута. Нечестие народа мало помалу уменьшалось, гордость смирялась, и вот в духе истинного покаяния весь дом Израилев оплакивал свои грехи и постился пред Господом. Это было удобным временем для пророка провозгласить величие и господство Иеговы. Он был верен своему Божественному Учителю и немедленно приступил к испытанию искренности сокрушения Израиля и силы обращения его к Господу Богу отцов.
Он потребовал полного уничтожения идольского служения и всецелого приготовления сердца для служения Господу и Ему единому. Народ согласился, и пригласил весь Израиль собраться в Массифу с тем чтобы в присутствии всех сынов Израилевых он мог ходатайствовать за них пред Господом. Колена Израилевы собрались в указанном городе, сознали свои прегрешения, выразили свое покаяние, и постом и молитвою возобновили свой завет с Царем небесным. Здесь мы встречаем первые указания на а, как на лицо, отправляющее должность судии во Израиле (1Цар.7:6 ), вероятно потому, что в этот день он был избран народным собранием заместить должность, которая оставалась свободною со дня смерти первосвященника Илия.Отдавая свои судьбы с сего времени в руки а, народ этим выразил сознание своего безначалия, неурядиц и бедствий, как главных причин их нечестивого образа жизни, и вместе с тем он, так сказать, совершенно предавал себя под власть и защиту Того, Который всегда был покровителем и хранителем Израиля. Вслед за тем милости Божии, неизменно связанные с такими условиями жизни, не замедлили излиться на Израиля, как и во времена древние.
В то время как и Израильтяне были заняты столь важным религиозным делом, вожди Филистимские объявили им войну. По народной просьбе принес агнца во всесожжение и молил Господа об Его небесной помощи. Молитва была услышана. "Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами" и могущественный глас Божий исполнил их таким ужасом, что они легко были побеждены и бежали пред сынами Израилевыми. не упустил воздать должную хвалу и благодарение Иегове и воздвигнул камень Авен-езер для воспоминания победы, одержанной с помощью Всевышнего; и действительно, со дня оной Филистимляне во все время правления а не делали уже более никаких неприятельских вторжений в землю Израилеву.
Слава ·пр. а теперь вполне установилась. Он оказался достойным народного доверия во всех отношениях. В качестве судии он делал ежедневные обходы знатнейших городов, как например Вефиля, Галгал, Массифы, с тем чтобы требующие правосудия не имели нужды предпринимать трудные путешествия, и управлял Израилем со всем правосудием и бескорыстием.
Его главное пребывание было в Раме, где он устроил также жертвенник Господу. В его правление Израиль пользовался полным миром и благосостоянием. В течение многих лет ·свящ. Писание ничего более не говорит о е. Впрочем легко можно заключить, что в течение этого долгого периода пророк-судия оставался верным Богу и верным народу, которым правил, и что под мудрым и справедливым его управлением Израиль жил беспечально и пожинал богатые плоды его правления, каждый под виноградником и под смоковницею своею.
Но по времени, на склоне лет а правление его ослабевает, народу делается тягостным. в старости разделил дело правления между двумя своими сыновьями, Иоилем и Авиею. Молодые люди не ходили по стезям своего отца. Страх к Богу и ненависть к любостяжанию отнюдь не были преобладающими чертами в их характере. Они, по словам ·свящ. повествователя, "уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно" (1Цар.
8:3 ). Такой образ действий естественно не мог нравиться сынам Израилевым и их воспоминания об Офни и Финеесе и об их преступном образе действий во время старости Илия были слишком живы в памяти, чтобы дозволить поступать точно также сыновьям а. Опасаясь горьких последствий для своего отечества вследствие беззаконного образа действий сыновей его, старейшины Израилевы собрались в Раму, представили свои жалобы и опасения престарелому пророку и просили его поставить царя над ними, чтобы тот судил их подобно народам языческим в предотвращение грозящей опасности. был опечален таким своеволием народа; но прежде чем дать решительный ответ, он обратился с молитвою к Господу, желая узнать волю Его. Иегова в Своем ответе свыше объявил ему истинное свойство их непокорности и недоверия к нему, доселе управлявшему ими, но повелел ему в этом случае снизойти до желания народа и дать им царя. Царем был избран и помазан на царство Саул, сын Киса, из колена Вениаминова. При торжественном помазании его на царство, объявил народу, что отселе управление им будет принадлежать царю, а он с детьми останется между частными людьми. При этом в Галгалах он с глубоким смирением подверг себя общему суду, прося объявить пред Богом и Его помазанником о притеснениях и обидах, если какие кто терпел от него, обещаясь тотчас вознаградить за все. Весь народ единогласно свидетельствовался Богом, что никто никогда не терпел от него никакого притеснения. Тогда произнес свой последний суд на них: изобразил Божественное покровительство Божие, столь многократно оказанное народу Израильскому во времена вождей и судей, и в заключение сказал, что требованием царя сделана ими несправедливость Богу, а в подтверждение слов своих испросил у Бога знамение грома и дождя во время жатвы, когда в Палестине не бывает ни грома, ни дождя. Весь народ затрепетал и просил молитв пророка, сознавая грех свой. Пророк, успокаивая их, увещевал не отступать от Господа, бояться Его, и служить Ему от всего сердца; я же, говорил он, не перестану молиться за вас и наставлять вас. "Если же будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете" (·1Цар.11 12). И действительно, Саул недолгое время хорошо правил Израилем, но венец скоро оказался тяжелым для его легковерного ума, и он скоро поколебался и упал. Взявши на себя лично принести жертвы Господу для снискания Его милости и призвания Его помощи в войне с Филистимлянами, Саул получил строгое осуждение от ·пр.а, указав ему на его святотатство и сообщив, что его царство окончательно будет отнято у него и дано Господом мужу по сердцу Божию. Вскоре после сего вторично легкомысленный царь вызвал осуждение себе от престарелого пророка по следующему случаю: Саул и его войско по повелению Божию напали на Амаликитян и на все их владения, но из чувства алчности они исполнили Божественное повеление только отчасти, не доведя до конца.
Пророк снова укорил царя в его великом грехе, напомнил ему об его низком происхождении, его последующем возвышении на царский престол и об его неблагодарности к Господу, проявившейся в неповиновении, и снова подтвердил ему, что Господь лишает его царства. После сего расстался с царем с чувством глубокой горести и удалился в Раму.
"И более не видался с Саулом, замечает ·свящ. историк, до дня смерти своей" (1Цар.15:35 ). Впрочем пророку не было дозволено долго пребывать в бесполезной скорби: у было повелено Богом тайно помазать нового царя над Израилем, это был Давид, младший из сынов Иессея из колена Иудина. Затем возвратился в Раму и об нем почти не говорится более в ·свящ.Писании до его смерти. В последние, дни главным занятием его служила ходатайственная молитва за народ свой и руководствование сынов пророческих, составлявших целое общество пророков, или училище, служившее к распространению духовного просвещения (см. Пророческие сыны ). О силе его молитвы пред Богом неоднократно упоминается в ·свящ.
Писании и по его смерти (Иер.15:1 , ·Сир.46:16,21). у приписывается написание некоторых ·свящ. книг: так, по ·свид. самого ·свящ. Писания две первые книги Царств писаны преемственно ом, Нафаном и Гадом (1Пар.29:29 ,30). , судивший Израиля с юности все дни своей жизни, умер за два года до смерти Саула в маститой старости, был оплакан всем Израилем и погребен в своем доме в Раме.
Почти во всех отношениях является лицом весьма замечательным Отрок служит прекрасным образцом всего, что есть только приятного и любезного в уме и сердце отрока. С ранних лет привязанность к Иегове, его постоянное служение в святилище, неизменное благочестие, любезный, кроткий нрав, высокое благоволение, приобретенное им в очах Божиих и человеческих, его особенные успехи почти на всех путях несомненно делают его особенно выдающимся примером для детей, юношей и отроков.Муж осуществил в себе все надежды возложенные на него как на судию Израиля. Святость и правосудие проникали всякую его мысль и каждое действие. Верность Иегове и ревность о благосостоянии Израиля руководили всеми действиями его жизни. В особенности он был мужем молитвы и, как ходатай, он имел особую силу у Бога и всегда получал ответ на свое ходатайство.
В ·кн. ·пр. Иеремии (Иер.15:1 ) и в ·кн. Псалмов (Пс.98:6 ) он стоит на ряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе (Деян.3:24 ) и наконец ·св. ·ап. Павел в послании к Евреям (Евр.11:24 ) причисляет его вслед за Давидом к лику древних, засвидетельствованных верою. Память ·пр. Божия а празднуется Церковью 20 августа.
.