Полная библейская энциклопедия - сидон
Сидон
(рыбная ловля) название лица и места:
а) (Быт.10:15 , 1Пар.1:13 ) первенец Ханаана, сына Хамова, как полагают, родоначальник ян.
б) (Быт.10:19 , Быт.49:13 и ·др. Мат.11:21 , Деян.27:3 ) древнейший, богатейший и знаменитейший Финикийский город, основанный, вероятно, лицом упомянутым в первой цитате, почему и назывался Великим ом (Нав.11:8 ), находился в северо-западном углу земли Ханаанской в 20 или 30 ·англ.
милях на ·с. от Тира. Он был отдан колену Асирову (Суд.18:28 ), но туземцы жившие в оном не могли быть совершенно изгнаны из этого города и постоянно тревожили Израильтян (Суд.10:12 ). По слову Пророка, яне служили колючим тернием и волчцом для Израиля (Иез.28:24 ). Из пророчества ·патр. Иакова видно, что он был известен еще до Моисея (Быт.49:13 ). иногда подпадал под власть своего могущественного соседа Тира, но и в это время он имел своих царей (Иер.25:2 ), свои стеклянные заводы, льняные мануфактуры, искусных мореплавателей, равно как и своих искусных плотников и строителей. Он был столько же велик и богат во время Персидского владычества. Но он восстал против Дария и выгнал из города Персидские войска, за что и подвергся ужасным жестокостям со стороны грозного властелина. 40,000 его граждан заперлись в стенах своего города со своими женами и детьми и зажгли свои жилища, предпочитая смерть от огня смерти от руки диких воинов. После битвы при Иссе, открыл свои врата Александру Македонскому. был велик и находился в цветущем состоянии также и во времена Римского владычества. Он выдержал несколько осад во времена Крестоносцев и наконец, в 1840 был осажден и взят ·англ.полководцем Пепиром и войска Магомета Али были выгнаны оттуда. Его положение на берегах Средиземного моря, слава об его отличном строевом лесе и об искусных рабочих, выдающаяся известность его во многих полезных и изящных искусствах доставляли ему особенно большие коммерческие преимущества, как то мы можем видеть из гражданской истории.
Стекло ское было столько же знаменито, как и пурпур Тирский, ское искусство было общим приточным изречением у древних и эпитет: ский, употреблялся для обозначения всего, что могло только быть изящным и величественным. Счастливая и роскошная жизнь ян довела их до беспечности и нечестия, на что указывается в ·кн. Судей (Суд.18:7 ). О судьбе означенного города находится очень много замечательных пророчеств (Ис.23:4 ,18, Иер.25:17 ,38, Иез.28:21 ,24). "Живущие в окрестностях Тира и а, говорится в Евангелии от Марка (Мар.3:8 ), услышав, что Он (Господь Иисус) делал шли к Нему в великом множестве", и в числе их однажды пришла та Ханаанская женщина, которая обнаружила такую веру в Господа, которая получила полное одобрение от Него и которая будет служить постоянным воспоминанием об ней где бы ни проповедовалось Евангелие (Мар.7:24 ,30). ·ап. Павел во время плавания своего в Рим, когда корабль на время останавливался в е, был радушно принят Христианами скими и видел их усердие к себе (Деян.27:3 ). В первые века Христианства епископы ские присутствовали на соборах Никейском, в 325, Константинопольском в 381 и Халкидонском в 581 В настоящее время остается небольшим бедным городом и известен под именем Саида, в котором, впрочем, считается до 10,000 жителей.Знаменитая некогда гавань а в настоящее время совершенно бесполезна, так как в нее не могут уже входить никакие корабли, да и вообще и самый городок очень грязен. В окрестностях а кроме других развалин находят несколько подземельев, гробниц и саркофагов, из которых самая замечательная гробница с саркофагом царя из Мунацара, открытая искателями сокровищ в 1855.
Своему чрезвычайному значению означенный саркофаг обязан покрывающей его большой надписи финикийского шрифта. Вот эта замечательная надпись по переводу ·г.Олесницкого, отступающему от других переводов по их неудовлетворительности. Существующие другие переводы, пишет ·г.Олесницкий, делают из надписи элегию, вызывающую сожаление о беспомощности царя, о его сиротстве; мы видим в надписи твердое и строгое слово царя, не чуждого самоуважения и угрожающего из самой гробницы.
"В месяц Бул, говорится в надписи, в год 14-й царствования его, царя Езмунацара, царя ского, сына царя Табнита, царя ского, сказал Езмунацар, царь ский, говоря: поражен, пленен я, наследник дней героев; сошел во ад сын бога смерти. И теперь я лежу в саркофаге этом и в гробе этом, на месте, которое я построил. Заклятие мое пред всем царством и всем человечеством. Никто да не вскрывает гробницы этой, да не ищет в ней сынов мамоны, потому что нет там сынов мамоны, да не поднимает с места саркофага, в котором я лежу, и да не оскорбляет гробницы этой внесением другого гроба. Если же какой-либо человек будет советовать это тебе, ты не слушай таких внушений, будь они даже от царской власти. А всякий человек, кто откроет вход гробницы этой и кто снимет с места саркофаг, в котором я лежу, и кто оскорбит меня в гробнице этой, да не будет таковым места покоя с рефаимами, да не будут они погребены в гробнице, да не будет у них сынов и потомства после них; боги святые да истребят их вместе с тем царем проклятым, который будет царствовать над ними, и который да будет лишен власти. Если же тот человек, который откроет вход гробницы этой и который выбросит саркофаг этот и семя царское это, если человек этот будет из народа, то да не будет ему корня внизу и плода вверху и процветания между живыми под солнцем. Да, я поражен, пленен, наследник дней героев, сошел во ад сын бога смерти. Я, да я, Езмунацар, царь ский, сын царя Табнита, царя ского, а мать моя Ем-Астерот, жрица Астарты, госпожи нашей, царица, дочь Езмунацара, царя ского. Вот мы построили дом богов, дом Астарты в е, земле приморской, и вселили Астарту дарами богатыми. Мы те, что построили дом Езмуна, озаряющего глаза слабых, который и воздал мне дары богатые. Мы те, что построили домы Елону скому в е, земле приморской, дом Ваалу скому, и дом Астарте, супруге Ваала. И еще: владыка царей дал нам Дор и Иоппию, землю лучшего хлеба, что при Шар-Шароне за то великое, которое я совершил, и прибавил нам земли на границе между Хананеянами и янами во век. Заклятие мое пред всем царством и всем человечеством. Никто да не вскрывает входа моего и да не переделывает входа моего: да не оскорбляет меня в гробнице этой; да не сдвигнет с места саркофаг гробницы моей; иначе сокрушат его боги святые эти и истребят его, будет ли он царь или человек из народа и потомство его на век". .