Полная библейская энциклопедия - ваал
Ваал
а) (1Пар.5:5 , 6) Рувимлянин, сын которого, Беера, был отведен в плен в Ассирию при Феглафелласаре;
б) (1Пар.8:30 , 1Пар.9:36 ) сын Иеила, праотца Гаваонитян;
в) (1Пар.4:33 ) город колена Симеонова, тождественный с а-Беерою (Нав.19:8 ).
г) (Нав.15:11 ) гора, находившаяся между Екроном и Иавнеилом. Чрез нее проходила северная граница колена Иудина.
II. или Вал (господин) (3Цар.18:9 , Ис.46:1 , Иер.9:14 ) название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Финикияне называли солнце Вал-Самен, что значит Господь небес. Так как у покланялись под различными видами, и при том в разных странах, то для точности к названию прибавлялось название и самого места, как например -Гад, -Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название ам (3Цар.18:18 ). Множество мест, посвященных сему языческому божеству, и масса лиц, покланявшихся и служивших ему, указывают на то, как далеко и сильно было распространено поклонение у. , Вал или Бел, был боготворим Вавилонянами, Сирийцами, Карфагенянами и другими народами. Думали даже, что он одно и то же языческое божество, что и Молох, которому Аммонитяне приносили свои зверские и кровавые человеческие жертвы. В книге ·пр. Иеремии (Иер.19:5 ) прямо говорится, что у приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места (высоты), и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Иногда для сей цели назначались и кровли домов (4Цар.23:12 , Иер.32:29 ). ам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. В позднейшие времена, как говорят историки, боготворение а господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах. Доселе еще сохранилось много суеверных обрядов в Ирландии и Валлисе, очень напоминающих древнее поклонение у. Поклонение у было главным и при том обычным грехом древних Евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В ·3Цар. (18) содержится эффектное и картинное повествование о том, как ·пр. Илия посрамил языческих служителей а. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах ·пр. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огонь с неба на приготовленную жертву: "кричите громче, с насмешкою говорил им Илия, ибо он (·т.е. ) бог; может быть он задумался, или занять чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется!" Идолослужение у древних Израильтян у сопровождалось большою торжественностию и пышностию. Ему воздвигались капища (3Цар.16:32 ), в которых ставились идолы (4Цар.10:26 ). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4Цар.10:22 ). В честь а курили ароматы (Иер.7:9 ) и возносили каждения. При служении этому идолу, жрецы, для привлечения его внимания и милости, скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3Цар.18:25 ,28).