Энциклопедия иудаизма - ангелы
Ангелы
(Мал'ахим)
Посланцы Господа, исполнители Его воли на небе и на земле; бестелесные существа; обитель их небо. Они спускаются иногда на землю, чтобы раскрыть людям, что произойдет в будущем, или чтобы выполнить поручение Всевышнего. А. принимают иногда человеческий облик. Они способны парить в воздухе и оставаться невидимыми. А. существа высшей духовности.
Моисей увидел А. в пламени горящего куста; Бил'ам (Валаам) * увидел А., стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке; Иегошуа* в облике воина, Гид'он* в облике человека, и только после его ухода открылось Гид'ону, что он видел А.
Пророк Даниэль первым дал А. имена и звания, например: "Михаэль, великий начальник Твоего народа" (Дан. XII, 1).
Согласно Талмуду*, А. сотворены были прежде людей. "Когда решил Святой, благословен Он, сотворить человека, стали А. собираться группами. Некоторые из них сказали: "Пусть сотворит", а другие говорили: "Не должен сотворить" (Хаг. XV).
Еврейская традиция неоднократно подчеркивает, что А. не подобны Господу. "Обитель Господа на седьмом небе, приближены к нему праведники, а вслед за ними А. И даже Израиль ближе Господу, чем А. Его. [...] А. прислуживают не только Господу, но и праведникам" (Сан. LIX). А. не испытывают злобы, в них нет злого начала.
Имена А. Кроме имен Гавриэль и Михаэль, приведенных в книге Даниэля, в Талмуде приведены имена многих других А.: Рафаэль, Уриэль, Разиэль и другие.
Согласно Агаде*, Михаэль, Гавриэль и Рафаэль три ангела, которые пришли к Аврааму*. Гавриэль был послан также спасти из огненной печи Хананию, Мишаэла и Азарью*. И на него же возлагает Господь обязанность карать грешников. Гавриэль уничтожает Сдом (Содом) и поражает лагерь Санхерива*. Согласно Каббале, Гавриэль является начальником "мощи" и "закона", а Михаэль начальником "величия" и "милости".
По мнению Рамбама*, А. бестелесны, а когда воплощаются не обладают постоянной формой. Господь создает их, они повинуются Ему и выполняют Его приказы. Сказанное в книге Бытия (III, 24): "...и острие меча вращающегося" Рамбам комментирует так: "Вращающийся, ибо вращаются и меняются в свойствах: иногда они мужчины, иногда женщины, то духи, а то ангелы" (Море Невухим).
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.