Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия иудаизма - мудрецы эрец исраэль

Мудрецы эрец исраэль

Мудрецы Эрец Исраэль

(Хахмей Эрец Исраэль)

 Сказал р. Пинхас от имени р. Ошайи: "Четыреста восемьдесят синагог было в Иерусалиме, и при каждой из них была школа для изучения Св. Писания и дом для изучения Мишны. И все это [и Храм] сжег Аспасианос [Веспасиан]" (ТИ., Мег. Ш). Помимо этого была в Иерусалиме ешива*, в которой преподавали мудрецы и книжники*, а вокруг них концентрировались молодые люди, желавшие изучать Тору. Эти последние именовались "талмидей хахамим" (ученики мудрых). Не сохранилось бесспорных сведений об этом учреждении и о связи его с Великим Синедрионом*. Из Тосефты (Санг. VII, 1) можно заключить, что Малый Синедрион, в составе двадцати трех, заседал на Храмовой Горе, исполняя функции суда и ведая изучением Торы. По субботам и праздникам занимались мужи его только изучением Торы, а в будни исполняли обязанности судей, авторитетов птахи* и разбирали актуальные проблемы. И в субботы, и в будние дни присутствовали там ученики, сидевшие на отведенных для них местах. Ученикам дозволено было не только задавать вопросы, касающиеся той или иной галахи, но и выступать в защиту обвиняемых в уголовном суде. Защитника, для ободрения его, усаживали вместе с членами Синедриона. Кроме Синедриона, хорошо известно также о существовании Дома Учения Шмайи и Автальона*.

 Разрушение Иерусалима Титом и полное уничтожение самостоятельности Иудеи стало переломным моментом в истории Израиля. Страна была разгромлена и опустошена, города сожжены, дома разрушены, поля покинуты. Еще за сорок лет до разрушения Храма Великий Синедрион покинул Храмовую Гору, а затем прекратилась совершенно деятельность его и малых Синедрионов в провинциальных городах. Жертвоприношения не совершались, прекратился спор между прушим и цдуким* и казалось, что пришел конец Израильской культуре. Первым проблеском возрождения стал Дом Учения, основанный одним из самых выдающихся учителей Мишны школы Гилеля р. Иохананом бен Закай. Еще до падения Иерусалима, когда катастрофа казалась неминуемой, он покинул осажденный город и явился для переговоров с Веспасианом. И речи не могло быть о том, чтобы пойти на уступки победителю. Он лично ничего не мог предложить Веспасиану. Видя Иерусалим осажденным и опасаясь, что с падением города будет забыта Тора, он решил сделать все для ее сохранения. По описаниям Талмуда, р. бен Закай велел вынести себя из города в гробу, чтобы не вызвать подозрения у стражей стен. Оказавшись вне города, он вышел к римским постам. Представленный Веспасиану, он произвел на него благоприятное впечатление. Он предсказал римскому полководцу, что тот будет провозглашен императором, так как Нерон скончался. И посему тот принял его дружелюбно и спросил, чего желал бы рабби. Иоханан смиренно ответил, что просит он всего лишь дозволения основать Дом Учения в Явне. "Ты получишь это", отвечал римлянин, не подозревая, что этот Дом Учения спасет еврейство от уничтожения и переживет саму Римскую империю. Пришел р. Иоханан в городок Явне и собрал вокруг себя крупнейших мудрецов того времени. И когда пал и разгромлен был Иерусалим, а Синедрион прекратил свое существование, р. Иоханан бен Закай основал в Явне новый Синедрион, который, со временем, стал высшим коллегиальным еврейским законодательным авторитетом. Этот Синедрион стал еврейским судебным органом, признанным во всей стране. К нему обращались по всем вопросам гражданского и уголовного права. В нем же решались все спорные Галахот по религиозным и судебным вопросам, здесь же освящался месяц по свидетельству тех, кто первым видел появление новой луны; отсюда же посылали гонцов во все общины диаспоры* с уведомлением о наступлении високосного* года.

 Хотя р. Иоханан не был из рода Гилеля, из которого вышли все главы Синедриона до него, он все же оставался во главе Синедриона до конца своих дней. Гамлиэль, сын последнего главы Синедриона (р. Шим'она бен Гамлиэля Старшего), был тогда еще молод. Ученики р. Иоханана бен Закая называли его "Светочем Израиля", "Крепким столпом" и "Мощным молотом".

 Пять учеников было у р. Иоханана бен Закая, чьи имена сохранились в истории: Элиэзер бен Гурканос, Иегошуа бен Хананья, Йоси hа-коген, Шим'он бен Нетанэль и Эльазар бен Арах. Они оказали большое влияние на следующие поколения.

 После смерти р. Иоханана бен Закая главой Синедриона был избран сын последнего наси Синедриона в Иерусалиме р. Гамлиэль II, прозванный также рабан Гамлиэль из Явне (по месту нахождения суда и чтобы отличить его от его деда, р. Гамлиэля Старшего). Будучи человеком одаренным и деятельным, он сумел поднять Синедрион Явне на ту высоту, на которой стоял прежде Синедрион Иерусалима. В бытность его главой Синедриона было постановлено, что при разногласиях между школой Шамая* и школой Гилеля*, хотя по существу правильны взгляды обеих школ (как "слова Бога живого"), в практической жизни обязательно мнение школы Гилеля.

 Р. Гамлиэль стремился не только к устранению старых разногласий между течениями в галахе, но и к предупреждению новых с целью восстановления внутреннего единства в иудаизме.

 Он ввел изменения в общественной жизни: принял несколько установлений о календаре, праздниках и молитвах; смягчил законы о седьмом годе; поддерживал ремесла и противился проявлениям роскоши. До него принято было хоронить мертвых в дорогих одеждах, на приобретение которых тратилось подчас все наследство умершего: "И было захоронение мертвого для родных его горше самой его смерти". Р. Гамлиэль постановил хоронить мертвых в простом льняном саване, и обычай этот сохранился до наших дней.

 Не все были рады этим установлениям, в особенности потому, что р. Гамлиэль строго следил за их выполнением. Мудрецы восставали иногда против его решений, и возникали разногласия. Но р. Гамлиэль понимал, что дисциплина необходима народу более всего в эти тяжкие дни, и требовал ее соблюдения. Так, разгорелся однажды спор между ним и р. Иегошуа об установлении даты Судного Дня.

 Р. Гамлиэль установил эту дату, а р. Иегошуа считал, что Йом Кипур приходится на другой день. Р. Гамлиэль приказал р. Иегошуа явиться к нему "с посохом и сумой" в день, когда по его (р. Иегошуа) расчету Йом Кипур. Р. Иегошуа исполнил это повеление, хотя был уверен, что нарушает святость праздника. При виде его р. Гамлиэль пришел в волнение и обратился к р. Иегошуа со словами: "Мир тебе, учитель и ученик мой. Учитель в мудрости и ученик, послушный моему слову!"

 Авторитарное руководство р. Гамлиэля возмущало большую часть мудрецов, и, однажды собравшись, после долгого спора они решили отстранить р. Гамлиэля от руководства Синедрионом. Новым "наси" был избран юный мудрец р. Эльазар бен Азарья (по данным Иерусалимского Талмуда, ему было тогда всего 1. лет). Р. Гамлиэль превозмог свои чувства, подчинился решению большинства и остался в Синедрионе одним из его членов. Но вскоре мудрецы примирились с р. Гамлиэлем и вернули его на пост "наси".

 Некоторые из виднейших мудрецов основали самостоятельные Дома Учения в других городах страны. Р. Элиэзер бен Гурканос шурин р. Гамлиэля основал свой Дом Учения в Лоде; р. Иегошуа бен Хананья в Пкиине, р. Акива в Бней-Браке и т. д.

 Вместе с тем, Явне оставался общепризнанным центром Торы, и в "винограднике Явне" собирались все мудрецы для выяснения спорных и сложных вопросов. В Явне положено было начало Мишне* и галахе*, Мидрашу* и Агаде*, толкованию Торы. В Явне сложились многие молитвы и среди них "Восемнадцать благословений".

 Восстание Бар-Кохбы (132-135 гг. н. э.) и репрессии Адриана, последовавшие за ним, привели к переводу "виноградника Явне" в Ушу галилейскую, из Уши обратно в Явне, и снова в Ушу, уже надолго.

 Месть Адриана после поражения восстания Бар-Кохбы была ужасна. Страна была вновь опустошена, и даже в благодатной, цветущей Галилее дерево стало редкостью, и многие из жителей страны погибли от огня и меча. Попытка возродить нацию и ее культуру была сделана в Уше. Главой (наси) воссозданного Синедриона был избран р. Шим'он бен Гамлиэль Второй (Явнинский), его помощником -председателем суда Натан hа-Бавли. С этого времени звание "наси" переходило по наследству в семье Гилеля, а Дом Учения всегда находился там, где жил его "наси". Во времена р. Шим'она бен Гамлиэля Второго Дом Учения перешел из Уши в Шфар'ам, а при сыне его, р. Иегуде hа-Наси из Шфар'ама в Бет-Шеарим, а оттуда в Ципори. Нелегким делом было для р. Шим'она бен Гамлиэля утвердить свой авторитет там, где жил великий ученик р. Акивы, р. Иоси бен Халафта, который оформил летосчисление в Священных Книгах и составил исторический сборник, охватывавший период от сотворения мира до восстания Бар Кохбы. Источником ему служили Священные Книги, но со времени Александра Македонского и позднее он опирается на традиционные описания.

 В лице р. Иегуды hа-Наси (редактора Мишны, родившегося ок. 135 г. н. э. и скончавшегося ок. 220 г.) престиж звания "наси" сочетался с глубочайшими познаниями в Торе, и сказано было о нем, что "удостоился одновременно и Учения и величия".

 После падения Иудеи, во времена тяжкого иноземного ига возникло опасение, что многие законы галахи могут быть забыты. Чтобы предотвратить эту опасность, решил р. Иегуда упорядочить все множество галахот и передать их будущим поколениям в письменной форме. Так была создана Мишна. Значение р. Иегуды hа-Наси характеризуется словами: "Со времен Моше Рабейну никогда Тора и величие, познания и достоинства не встречались в такой степени соединенными в одном лице, как в лице р. Иегуды" (Гит. 59а).

 Еще до р. Иегуды hа-Наси старались р. Акива и ученик его, р. Меир, упорядочить и отредактировать Галахот. Плоды их труда сумел удачно использовать р. Иегуда.

 Все галахот, бывшие спорными с давних лет, собрал р. Иегуда, и мнение большинства мудрецов послужило окончательным решением. Все выполняемые галахот собрал р. Иегуда в шесть сборников, и создал тем самым книгу законов иудаизма и общего законодательства, которая названа была "Мишна" (от глагола "лишнот" повторять), то есть то, что следует повторять и учить. Вначале ее называли "Мишной р. Иегуды", но позднее, когда она обрела силу закона, стали называть просто "Мишна".

 В предсмертном завещании р. Иегуда передал сан "наси" своему первенцу, Гамлиэлю Третьему, а Шим'ону, второму своему сыну, присвоил титул "хахам" (мудрец), третий по значимости в Синедрионе. Главой ешивы он назначил р. Ханину бар Хама, одного из любимых своих учеников.

 Со смертью р. Иегуды hа-Наси завершилось поколение танаим.

 Период танаим продолжался около четырехсот лет и насчитывал около ста двадцати мудрецов и мыслителей. Плоды их труда собраны в Мишне и других книгах этого периода. С тех пор наряду с изучением Писания занимаются и изучением Мишны. Отныне мудрецы, занимавшиеся изучением Писания и Мишны, называются "амораим" толкователи. Первые амораим были выходцами из Дома Учения самого р. Иегуды hа-Наси. После смерти их учителя они основали Дома Учения в Галилее, Иудее и даже в Вавилоне.

 В Дом Учения р. Иоханана бар Напха в Тверии (второе поколение амораим) стекались ученики не только из Эрец Исраэль, но и из Вавилона. Соратником р. Иоханана по обработке Мишны был его шурин р. Шим'он бен Лакиш (он же Рейш Лакиш), жизнь которого полна приключений.

 Р. Иоханан бар-Напха занимает среди амораим в Эрец Исраэль то же место, которое занимал прежде р. Акива среди танаим. Большинство толкователей Мишны придерживаются его метода. Из его Дома Учения в Тверии вышли учителя, судьи и общественные деятели.

 Третье поколение амораим в Эрец Исраэль не было богато особо выдающимися учеными. Еще при жизни р. Иоханана важное место в его ешиве занял р. Эльазар бен-Педат, выходец из Вавилона. После Рейш Лакиша на его место пришел р. Эльазар, но старый учитель не был доволен новым помощником, который принимал его мнение бесспорно, не дискутируя. "Ты не как бен Лакиш, говорил он р. Эльазару. Когда говорил я что-либо, задавал мне Рейш Лакиш двадцать четыре вопроса, я предлагал ему двадцать четыре решения, и галаха прояснялась сама собой" (БМ).

 После смерти р. Иоханана главой ешивы стал р. Эльазар, а после него ешиву в Тверии приняли р. Ами и р. Аси одни из величайших и известнейших амораим Эрец Исраэль, чье влияние ощущалось и в Вавилоне.

 Сокращение деятельности Домов Учения побудило амораим в Эрец Исраэль принять меры, чтобы спасти от забвения толкования и пояснения к Мишне, предложенные в период р. Иоханана бар-Напха и позднее. Мудрецы приступили к упорядочению всего этого огромного материала. Кто же собрал воедино весь материал Устной Торы после Мишны, плод двухсот лет творчества? Предполагают, что это труд группы мудрецов во главе с р. Йоси из Тверии, р. Абуном (Авином) и сыном его Йоси. Сборник пояснений и разъяснений назван "Гмара" (по-арамейски "завершение"). Гмара была записана и делилась по трактатам Мишны с добавлением диспутов в Доме Учения по каждому вопросу, насколько сохранила память. Сборник этот "Иерусалимский Талмуд", или "Талмуд Эрец Исраэль", или "Западный Талмуд" предшествовал Вавилонскому Талмуду. Из Иерусалимского Талмуда сохранились только первые четыре книги, но и в них очевидны признаки эпохи тяжких бедствий, постигших евреев Эрец Исраэль в то время.

 Но Гмара к разделу Зраим (Иерусалимского Талмуда) имеет огромное значение для познания жизни в Эрец Исраэль в ту эпоху.

Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.

Шломо-Залман Ариэль.

1983.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мудрецы эрец исраэль
Значение слова мудрецы эрец исраэль
Что означает мудрецы эрец исраэль
Толкование слова мудрецы эрец исраэль
Определение термина мудрецы эрец исраэль
mudrecy erec israel это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины