Энциклопедия иудаизма - мужи великого собрания
Мужи великого собрания
(Аншей Кнесет Гагдола)
Собрание руководителей народа, которое состоялось в период Эзры* и Нехемьи* и провозгласило Тору* законом государства. Собрание это оставило глубокий след не только в духовной жизни, но и в самой структуре еврейского самоуправления. В Талмуде* говорится, что Собрание это стало со временем постоянным органом, "Великим Собранием", в котором участвовало свыше 70 человек (до ста двадцати), и среди них пророки. Оно стало верховным законодательным и судебным органом государства. Важное место в этом Собрании занимали комментаторы закона книжники (софрим). B.C. упоминается впервые в Мишне*, в трактате Авот (I): "Моисей получил Тору на горе Синай и передал ее Иегошуа, Иегошуа старейшинам, старейшины пророкам, а пророки передали ее мужам B.C.".
Шим'она hа-цадика (праведника), жившего в период эллинистического завоевания, эта же традиция (Авот I) считает последним из мужей B.C. Талмуд связывает деятельность B.C. с деятельностью Эзры и Нехемьи. Мужей Собрания было восемьдесят пять, согласно Иерусалимскому Талмуду, и сто двадцать, согласно Талмуду Вавилонскому. Очевидно, число это менялось от семидесяти до ста двадцати.
Мишна приписывает мужам B.C. следующие три установления: "Будьте умеренными в суде, воспитайте многих учеников и оградите законы Торы" (Авот 1,1). Таковы три главные сферы деятельности B.C.: судопроизводство, воспитание и законоуложение.
Уже Эзра начал создавать судебные органы в Иудее на основании полномочий, полученных им от царя Персии. B.C. продолжило его дело и установило несколько дополнений к законам Торы в вопросах религии и суда. Второй сферой деятельности Собрания было еврейское воспитание и распространение Торы в народе посредством школ и синагог. Сфера "ограждения" Торы указывает на законодательную функцию мужей B.C. Они создали канон Священного Писания и книг, вошедших в него. Некоторые законы Торы не были ясны в их практическом приложении или могли истолковываться по-разному. Существовали также древние обычаи в Устной Торе, как дополнение к писаным законам, сохранившиеся в памяти коганим* и книжников* и передававшиеся из поколения в поколение. B.C. превратило эти обычаи в законы, пояснило и растолковало целый ряд законов Торы и создало "ограждение" для Торы, то есть установило новые постановления, если почему-либо законы Торы не могли соблюдаться из-за изменившихся условий жизни и нуждались в укреплении.
Традиция приписывает мужам B.C., Эзре и книжникам некоторые установления, имевшие впоследствии важное значение для религиозной жизни евреев. К ним относятся тексты богослужения. Важное место в богослужении заняла молитва. Главная ежедневная молитва "Слушай, Израиль" и первые благословения молитвы "Шмонэ-Эсрей" были установлены, согласно Талмуду, мужами B.C. Агада* приписывает Эзре-книжнику принесение в Израиль "ассирийской" письменности. Рабби утверждает в трактате Сангёдрин, что Тора была впервые записана "ассирийским" письмом. Но со временем забылась эта письменность и пользовались древним еврейским письмом.
Древнее еврейско-финикийское письмо, сохранившееся со времен Первого Храма* (письма, найденные в Лахише), все больше вытеснялось "ассирийским" (сиро-арамейским) письмом. Эта новая письменность развилась со временем в "квадратное письмо", применяемое и поныне. Древнее еврейское письмо сохранилось к тому времени на монетах Хасмонеев* и Бар Кохбы*, но в литературе еще прежде стали пользоваться "ассирийским" письмом.
Энциклопедия иудаизма. — Издательство "МАССАДА" Иерусалим Тель-Авив.
Шломо-Залман Ариэль.
1983.