Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - абеляр

 

Абеляр

(лат. Abaelardus, старофранц. Abailard, франц. Abélard) Пётр — франц. философ и богослов; род. в 1079, Пале, ок. Нанта (Бретань), ум. 21.04.1142, аббатство Сен-Марсель, ок. г. Шалон-сюр-Сон (Бургундия).

Учился у знаменитых философов Росцелина, Гильома из Шампо, Ансельма Ланского; преподавал сначала в основанной им школе в Мелене, а затем в Париже, в школе на холме Св. Женевьевы, и в школе при кафедр. соборе Нотр-Дам. После трагически окончившегося романа со своей ученицей Элоизой (1118–19) оскопленный по приказу ее родственников А. стал монахом в аббатстве Сен-Дени. В 1125–32 А. стал настоятелем мон. Св. Гильдаса в Рюи (Бретань); с 1136 вновь читал лекции по диалектике в школе в Париже, где его учениками были будущий Папа Целестин II, Пётр Ломбардский, Иоанн Солсберийский, Арнольд Брешианский и др. Богосл. учение А. было осуждено на соборах в Суасоне (1121) и Сансе (1140–41); после этого А., отрекшись от ряда своих положений, примирился (при посредстве клюнийского аббата Петра Достопочтенного) со своим главным оппонентом Бернардом Клервоским. Среди главных трудов А. — комментарии к книгам Св. Писания и сочинениям Аристотеля, Порфирия, Боэция; Logica «Ingredientibus» (Логика для начинающих); Dialectica (Диалектика); Tractatus de unitate et trinitate divina (О Божественном единстве и троичности), или Theologia «Summi boni» (Богословие Высшего блага); Sic et Non (Да и Нет); Ethica seu liber dictus Scito te ipsum (Этика, или Познай самого себя); Dialogus inter philosophum, judaeum et christianum (Диалог между философом, иудеем и христианином); Introductio ad theologiam (Введение в богословие), или Theologia «Scholarium» (Школьное богословие); Theologia christiana (Христианское богословие), а также автобиография Historia calamitatum mearum (История моих бедствий) и др.

Согласно А., благодаря тому, что Бог наделяет разум каждого человека способностью к богопознанию, античные философы с помощью диалектических доказательств самостоятельно пришли ко многим истинам христианства; следовательно, и мы не должны удовлетворяться верой, основанной лишь на авторитете: «Вера, не просветленная разумом, не достойна человека». Заявляя, что только рациональное осмысление догмата делает возможной веру в то, что он утверждает («нельзя верить в то, что предварительно не было нами понято»), А. выводит основную максиму своего богословия: «Понимаю, чтобы веровать» («Intelligo ut credam»). Но если авторитет христ. догматики (как и всего церк. Предания) может — и должен — быть удостоверен логическими средствами, то богословие, по А., преобразуется в чисто дедуктивную науку, дающую объяснение веры без необходимой отсылки к истинам, явленным через Откровение. И хотя церк. таинства рациональному анализу все же не подлежат, Св. Писание должно быть подвержено историко-лингвистическому анализу, проясняющему темные места и устраняющему значительную часть противоречий. Однако выводы, к которым пришел А. в результате производимой им дедукции богосл. истин, в целом ряде случаев расходятся с ортодокс. положениями, что особенно заметно на примере его тринитарного учения. Бог может быть «высшим и совершеннейшим благом» только при том условии, если Он одновременно всемогущ, премудр и всеблагостен — эти три момента единой Божественной сущности и являют себя, по А., в Лицах Троицы: соответственно в Отце, Сыне и Св. Духе. При этом внутр. гармония совершенного блага выражается в том, что Бог может то, что знает и хочет, хочет же то, что знает и может, т.е. Его могущество ограничено святостью Его желаний и Его мудростью: Бог не может делать зла, и из всех возможностей для Него в каждый момент открыта лишь наилучшая. Др. словами, если Отцу А. приписывает абсолютное могущество, то Сын обладает лишь частью могущества Отца (ибо премудрость есть сила отличать истинное от ложного), Св. Дух же совершенно не содержит в Себе могущества. А., т.о., устанавливает для Божественной Троицы внутр. субординацию, причем такую, которая разрушает субстанциальную связь Св. Духа с др. Лицами.

Рассматривая вопрос о сущности греха, А. отмечал, что порок (vitium) как склонность свободной воли ко злу грехом как таковым не является. Собственно грех (peccatum) заключается в сознательном согласии на зло, в невоздержании от реализации порочного желания; он является внутр. намерением субъекта, идущим вразрез с его совестью и возникающим в результате пренебрежения Божественной волей. Дурной же поступок (actio mala) является лишь внеш. проявлением греха и сам по себе морально нейтрален. Из этого следует, что незнание человеком Божественной воли делает невозможным его виновность. Поскольку ответственность за грех может быть исключительно личной, А. отрицал наследуемость первородного греха и возможность отпущения человеку грехов без его личного покаяния и при отсутствии личного благочестия у священника. Божественная благодать, согласно А., является не условием для осуществления человеком добрых поступков, но лишь наградой за них.

Как философ А. прославился также своим вариантом решения вопроса о природе универсалий: отвергая как номинализм Росцелина, так и крайний реализм Гильома из Шампо, он сформулировал собственный концептуалистский подход, согласно которому универсалии, не обладая самостоятельной реальностью, получают — в результате абстрагирующей деятельности интеллекта — существование в человеч. разуме в качестве общих понятий (концептов). Поскольку общее не может быть реально существующей вещью и не может также заключаться просто в слове как некоем физическом звучании (vox), универсальность должна приписываться лишь словам, имеющим определенный логический смысл, значение, т.е. словам, обладающим функцией сказуемого по отношению ко многим объектам. Общему в объективной действительности соответствует то, что А. называл состоянием (status) вещей, т.е. то сходное или тождественное, что существует в единичных вещах и что делает возможным для них составлять один класс и называться одним и тем же именем.

Соч.: PL, 178; Philosophische Schriften / Hrsg. B. Geyer. MЯnster, 1919–33 (BeitrКge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalter, Bd. 21, H. 1–4); Opera theologica / Ed. E.M. Buytaert // Corpus christianorum: Continuatio mediaevalis XI. Turnhout, 1969; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты / Пер. С.С. Неретиной. М., 1995.

Лит-ра: Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., 1994; Beonio-Brocchiesi Fumagelli M.T. Introduzione a Abelardo. R.-Bari, 1974; Jolivet J. Arts du langage et thОologie chez AbОlard. P., 1969; Ottaviano C. Pietro Abelardo: La vita, le opere, il pensiero. R., 1931; Petrus Abaelardus (1079–1142): Person, Werk und Wirkung / Hrsg. R. Thomas // Trierer theologische Studien 38 (1980).

А. Шишков

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое абеляр
Значение слова абеляр
Что означает абеляр
Толкование слова абеляр
Определение термина абеляр
abelyar это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины