Католическая энциклопедия - абсолютизм
Абсолютизм
(от лат. absolutus — независимый, ничем не обусловленный) — гос. строй, основанный на неограниченной власти монарха.
К ранним формам А. относят вост. деспотии — напр., власть египетских фараонов, ассирийских, персидских царей, визант. императоров и др. Однако в узком смысле А. — гос. строй, пришедший в ряде европ. государств позднего Средневековья и Нового времени на смену сословной монархии. Абсолютный монарх рассматривался как главный источник законодательной и исполнительной власти, имеющий право по собственной воле устанавливать налоги и распоряжаться гос. финансами. Абсолютистское гос-во имело развитую бюрократию, постоянную армию и полицию, в то время как традиционные для эпохи Средневековья сословные учреждения утратили прежнее значение. Становление абсолютных монархий в западноевроп. странах происходило в конце XV–XVI вв. (Франция, Англия, Испания и др.). Некоторые теоретики (напр. Боссюэ) обосновывали А. рел. доводами, утверждая, что полноту власти король получает от Бога. Другое обоснование А. было связано с понятием блага гос-ва, которым руководствуется монарх, вследствие чего он должен быть независим от к.-л. другой земной власти. Влияние абсолютного монарха на жизнь Церкви усилилось в результате Реформации, поскольку принцип cujus regio, ejus religio («чья власть, того и религия») расширил его прерогативы в церк. сфере не только в протест., но и в катол. гос-вах.
В XVIII в., в эпоху Просвещения, монархия в ряде европ. стран (Австрия, Пруссия и др.) приобрела форму т.н. «просвещенного А.». В условиях разложения старого общественно-полит. строя «просвещенный» правитель стремился приспособить об-во к новым условиям, переустраивая его на «разумных началах» путем проведения сверху необходимых реформ в социально-экономической (ликвидация феодальных пережитков, поощрение торговли и промышленности) и правовой областях (кодификация права на основе новых законодательных принципов). При этом усиливалась регламентация и унификация, гос-во вмешивалось в различные сферы обществ. жизни, в т.ч. в жизнь Церкви (ограничение самостоятельности Католической Церкви в Австрии, сопровождавшееся частичным изъятием церк. имущества и закрытием ряда монастырей; секуляризация в Испании, Франции и Португалии и т.д.).
В России формирование осн. элементов абсолютной монархии (самодержавия) происходило на протяжении XVI–XVII вв. Важным этапом стало правление Ивана IV Грозного, путем террора уничтожавшего всякую оппозицию своей единоличной власти. Несмотря на некоторое ослабление самодержавного принципа после его смерти, развитие А. продолжалось и в течение XVII в. Закрепление А. в качестве главенствующего принципа гос. управления произошло в ходе реформ Петра I, превративших Россию в самодержавную империю. В правление Екатерины II рус. самодержавие приобрело ряд черт «просвещенного А.». Подобно западным, абсолютные монархи в России также вмешивались в дела Церкви (ликвидация патриаршества Петром I, секуляризация монастырского землевладения Екатериной II). Рус. самодержавие просуществовало до нач. XX в., после революции 1905–07 медленно эволюционируя в сторону парламентской монархии. Большинство абсолютистских систем правления в Зап. и Центр. Европе пали или трансформировались в конституционные монархии в результате буржуазных революций XVII–XIX вв.
Лит-ра: Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. СПб., 1902; Кареев Н.Н. Западноевропейская абсолютная монархия XVI– XVIII вв. СПб., 1908; Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994; Beloff M. Age of Absolutism, 1660–1815. NY., 1954; Allen J.W. A History of Political Thought in the Sixteenth Century. NY., 1957; Ducherdt H. Das Zeitalter des Absolutismus. MЯ., 1989.
В. Ковалёв
Католическая энциклопедия
EdwART
2011