Ветхий и Новый заветы - храм
Храм
— центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5 ), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар.3:1 ), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.
Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Цар.1:9 ; 1Цар.3:3 ; Пс.5:8 ; Пс.26:4 ; Пс.137:2 ), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор.3:16 -17; 1Кор.6:19 ) и Сам Господь Бог и Агнец Его (Отк.21:22 ; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Цар.6:5 ,17,22; 2Пар.3:13 ) и все здание целиком (3Цар.6:10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лук.19:45 ,47), то имеются в виду только дворы (возм., только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лук.2:27 ,37; Лук.18:10 ; Деян.3:1 ; Деян.5:20 ,25; Деян.21:26 -30; Деян.22:17 ; Деян.24:18 ; Деян.26:21 ). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного — см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.
1. Храм Соломона.
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд.3:12 ).
На храм было израсходовано (по 1Пар.22:14 ; 1Пар.29:4 ,7): 3888,03 т золота, 36612 т серебра, много больше 648 т меди и более 3600 т железа (см. 3Цар.7:47 ; 1Пар.22:14 ; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — см. 1Пар.29:1 ,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (см. тж Соломон)
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Цар.6; 3Цар.7:15 -51; 2Пар.3:1 -5.1 . Он был длиною 35 м, шириною 10 м и состоял из трех частей: притвора — глубиной 5 м, средней части — глубиной 20 м и дальней части (Святого-святых, давира) — глубиной и высотой 10 м. Высота средней части была равна 15 м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар.3:4 — 60 м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9 м (3Цар.7:15 ; 4Цар.25:17 ; Иер.52:21 ) или 17,5 м (2Пар.3:15 , но, возм., здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Цар.6:9 ,15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Цар.6:4 ).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Цар.6:22 ). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть — «горницы») (2Пар.3:4 ,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2 мм (2,9 г золота на см2) (2Пар.3:8 ). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Цар.6:29 ) и драгоценные камни (2Пар.3:6 ).
Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар.4:9 ), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Цар.6:36 ; Иер.36:10 ).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
верхние (возм., выходящие на север) (4Цар.15:35 ; 2Пар.23:20 ; 2Пар.27:3 ; Иер.20:2 ; Иез.9:2 ) (в 4Цар.11:6 названы Сур, а во 2Пар.23:5 — Иесод),
внутренние (Иез.8:3 ,14) (возм., предыдущие),
восточные (Неем.3:29 ; Иез.8:16 ; Иез.10:19 ; Иез.11:1 ; Иез.43:1 ; Иез.46:1 ) (в 1Пар.9:18 названы царские, а в Иер.17:19 — сынов народа),
Гаммифкад (Неем.3:31 ),
жертвенника (Иез.8:5 ),
новые (Иер.26:10 ; Иер.36:10 ) (возм., верхние),
северные (Иер.8:14 ) (возм., верхние),
третий вход (Иер.38:14 ),
Шаллехет (1Пар.26:16 ).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5 м и 10 x 10 м в плане (2Пар.4:1 ).
Храм строился 7,5 лет (3Цар.6:1 ,38) и был освящен около 962 г. до-РХ.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Цар.14:26 ), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Цар.15:18 ). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Цар.14:14 ). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Цар.16:8 ), а за ним — Езекия (4Цар.18:15 -16). Манассия окончательно осквернил храм (4Цар.21:5 ,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Цар.24:13 ), а при втором (в 586 г. до-РХ) — полностью разрушил его и сжег (4Цар.25:9 ). После этого, как видно из Иер.41:5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).
2. Храм Зоровавеля.
В 536 г. до-РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд.1:1 -3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд.3:2 ), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд.3:8 ). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд.4:21 ), но, возм., не полностью (Езд.5:16 ). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до-РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до-РХ (Езд.6:15 ).
По повелению Кира храм мог быть размерами 30 м высоты и 30 м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд.6:3 ), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг.2:3 ). В Мишне — одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.
Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг.2:9 ). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до-РХ (см. обновления праздник ), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.
После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея VII (181-146 гг. до-РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.
3. Храм Ирода.
Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до-РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.
Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Иоан.2:20 ), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.
По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мар.13:1 ). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50 м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков — царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250 м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мат.4:5 «крыло храма».
Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян.3:2 ,10).
Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян.21:27 -29, срн. Еф.2:14 ).
Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мар.11:16 ), ходить в грязной обуви.
Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мат.21:13 ) храм как и предсказал Господь (Лук.13:2 ) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г. — мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (см. Иерусалим)
4. Храм Иезекииля.
В Иез.40 — 43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.
Этот храм — величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.
По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Иоан.4:21 -24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (Отк.21:22 ). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез.43:7 ), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.