Ветхий и Новый заветы - три
Три
(тр’етий) —
количество сынов Ноя (Быт.6:10 ),
возраст жертв (Быт.15:9 ),
число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх.2:2 ; Деян.7:20 ; Евр.11:23 ),
количество дней пути (Исх.3:18 ),
род, до которого Господь наказывает (Исх.20:5 ; Чис.14:18 ; Втор.5:9 ),
число необходимых вещей для женщины (Исх.21:10 -11),
число главных праздников в году (Исх.23:14 ,17; Исх.34:23 ; Втор.16:16 ; 3Цар.9:25 ; 2Пар.8:13 ),
число ветвей светильника с одной стороны (Исх.25:32 ),
число тысяч павших (Исх.32:28 ),
число завес (Исх.40:3 ,5,8),
число лет собирания урожая (Лев.19:23 ),
число благословений (Чис.6:24 -26),
число побоев, после которого ослица заговорила (Чис.22:28 ),
число благословений Валаама (Чис.24:10 ),
число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Втор.4:41 ; Втор.19:2 -3),
год отделения десятин левиту (Втор.14:28 ),
максимальное число свидетелей (Втор.17:6 ),
поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Втор.23:8 ),
число тысяч народа (Нав.7:4 ; Суд.15:11 ; Суд.16:27 ; 1Цар.13:1 ; 1Цар.24:3 ; 1Цар.26:2 ),
число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Цар.3:8 ),
число людей, козлят и хлебов (1Цар.10:3 ),
число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Цар.17:13 ),
число поклонов (1Цар.20:41 ),
число тысяч овец (1Цар.25:2 ),
число погибших сыновей Саула (1Цар.31:6 ),
число сыновей Авессалома (2Цар.14:27 ),
число лет голода (2Цар.21:2 ),
число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Цар.23:8 ,13),
число наказаний (2Цар.24:12 -13),
время жизни Семея в Иерусалиме (3Цар.2:39 ),
число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Цар.6:2 -3,16-17),
число рядов (3Цар.6:36 ; 3Цар.7:3 ,4; Езд.6:4 ),
число волов на каждой стороне (3Цар.7:25 ),
время плавания (3Цар.10:22 ),
число распростертий (3Цар.17:21 ),
число повторений (3Цар.18:34 ),
число пятидесятков (4Цар.1:13 ),
число царей (4Цар.3:10 ),
число ударов (4Цар.13:18 ),
время осады (4Цар.17:5 ; 4Цар.18:10 ),
время кратких царствований (4Цар.23:31 ; 4Цар.24:1 ,8),
числа дочерей (1Пар.25:5 ; Рим.1:2 ),
число отрядов (Рим.1:17 ),
число друзей Иова (Рим.2:11 ),
место Израиля (Ис.19:24 ),
число лет пророчествования (Ис.20:3 ),
время воспитания (Дан.1:5 ),
количество молитв (Дан.6:10 ,13; Дан.10:2 ,3),
время пребывания Ионы в ките (Ион.2:1 ),
число искушений (тела, ума, духа) (Мат.4:1 -10; 1Иоан.2:16 ; ср. Быт.3:6 ),
время пребывания Господа «в сердце земли» (Мат.12:40 ),
количество мер муки (Мат.13:33 ),
время пребывания народа с Иисусом (Мат.15:32 ),
день воскресения (Мат.16:21 ; Мат.20:19 ; Мар.8:31 ; Мар.9:31 ; Мар.10:34 ; Лук.9:22 ; Лук.18:33 ; Лук.24:7 ,46; 1Кор.15:4 ),
число ближайших учеников Христа (Мат.17:1 ; Мат.26:37 ),
число кущ (Мат.17:4 ),
число отречений Петра (Мат.26:34 ,75),
число молитв (Мат.26:44 ),
время созидания храма (Мат.26:61 ; Мат.27:40 ; Мар.14:58 ; Мар.15:29 ; Иоан.2:19 ),
час распятия Христа (Мар.15:25 ),
продолжительность тьмы на земле (Мар.15:33 ),
время поисков Иисуса-отрока (Лук.2:46 ),
число бесплодных лет (Лук.13:7 ),
число дней делания дел Христа (Лук.13:32 -33),
число посланных слуг (Лук.20:12 ),
«путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6 )
число повторений (Иоан.21:17 ),
число тысяч присоединившихся (Деян.2:41 ),
время слепоты Савла (Деян.9:9 ),
число посланных (Деян.10:7 ,19),
количество повторений видения (Деян.10:16 ),
время проповеди (Деян.19:8 ),
время (Деян.20:3 ,31; Деян.28:7 ),
этаж, с которого упал Евтих (Деян.20:9 ),
небо восхищения ап. Павла (2Кор.12:2 ),
число молитв (2Кор.12:8 ),
количество частей (Отк.16:19 ).
Хотя число «три» иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (напр., Прит.30:15 ,18,21,29; Ам.1:3 ,6,9,11,13; Ам.2:1 ,4,6; Ам.4:4 ,7; Зах.11:8 ; Мат.13:33 ; Лук.11:5 , а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное — конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мар.12:29 .32; Иоан.17:3 ; Иак.2:19 ; Иуд.1:25 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ; 1Тим.2:5 ; Евр.2:11 ), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Иоан.5:7 , срн. Ис.48:16 ; Мат.3:16 -17; Мат.28:19 ; Иоан.14:16 ; Деян.1:7 -8; 1Пет.1:2 ; 1Кор.6:11 ; 1Кор.12:4 -6; Гал.4:6 ; Еф.1:17 ; Еф.2:18 ; Отк.1:4 -5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле — лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне Божием Иисусе Христе (Иоан.1:18 ), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор.15:28 ). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр.13:8 ) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете и сам человек (1Фес.5:23 ), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!
Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог — человек — мир (среда).
Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) — наша Библия (данный перевод на конкретный язык) — наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым — истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно — как откровение, а не как цитату и штамп.
Вся человеческая история распадается на три этапа: сила — закон — благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание — осознание — отдача). И вновь — все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта — пустыня — вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение — страдание — соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф.2:6 ) и, таким образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления — Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас — Он придет в конце веков за нами (Евр.9:26 ,24,28). Бог в Мат.22:32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.
Эти примеры можно было бы продолжить.
В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (напр., см. Чис.6:24 -26; 3Цар.19:17 ; Пс.113:17 -19; Пс.117:2 -4; Прит.21:21 ; Ис.6:3 ; Ис.33:22 ; Иер.7:4 ; Иер.22:29 ; Иез.21:27 ; Мат.23:23 ; Мар.9:43 -48; Лук.17:26 -30; Иоан.14:6 ; Рим.11:36 . 1Кор.12:4 -6; 1Кор.13:1 -3; Фил.2:10 ; Отк.3:5 ,8,12,18; Отк.4:5 ,8; Отк.5:3 ), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.