Ветхий и Новый заветы - сихем
Сихем
(плечо, или, лучше, верхняя часть спины, между плечами):
а) (Быт.34:2 ,26) сын Эммора, Евеянина, князя земли Сихемской, который был жестоко и вероломно поражен Симеоном и Левием за его недостойное поведение относительно их сестры Дины.
б) Известный Хананейский город в Самарии, названный так, вероятно, по имени сына Эмморова, упомянутого в предыдущей статье. Название означенного города является также в форме Сихарь (Иоан.4:5 ). Мы встречаем его в кн. Бытия еще во времена Авраама (Быт.12:6 ). В указанной цитате он называется местом Сихем, а в 33 (ст. 18) главе городом Сихем. Иаков скрыл языческих богов и идольские украшения своих домочадцев под дубом близ Сихема (Быт.35:4 ) и в окрестностях Сихема паслись его стада под руководством его сыновей (Быт.37:12 ,14). Он был одним из городов убежища (Нав.20:7 ) и им владели некоторое время левиты (Нав.21:21 ). Здесь И. Навин собрал колена Израилевы перед своею смертью (Нав.24:1 ,25) и здесь погребены были кости Иосифа (ст. 32). Здесь жила наложница Гедеона (Суд.8:31 ) и он был местом злодеяний Авимелеха (Суд.9:1 ,57). Ровоам был поставлен царем в Сихеме (3Цар.12:1 ), но вскоре затем он сделался резиденциею Иеровоама (ст. 25). Существуют еще и другие указания на этот город в Ветхом Завете; в Н.З. Сихем, под именем Сихарь, является перед нами, как город, в котором Господь Иисус беседовал с Самарянскою женщиною (Иоан.4:5 ). Когда Римляне возобновили город после войны, то назвали его Неаполем, или новым городом, и он доселе носит это название, несколько измененное в название: Наблус. Из предшествующих указаний видно, что Сихем упоминается уже почти за 4,000 лет до нашего времени, а потому он есть один из древнейших городов в мире. В течение всего библ. периода он представляется городом довольно значительным, равно как и спустя долгое время после того. По свидетельству некоторых толкователей, один из епископов Сихемских, по имени Герман, присутствовал на первом Никейском соборе в 325 году, хотя другие именуют Германа еп. Самарийским. Об этом городе упоминает Евсевий, равно как и пилигрим Бордо. Очень естественно, что когда усилилось паломничество в Палестину, Сихем получил свое особенное значение. По преданию, в Сихеме Ирод приговорил Иоанна Крестителя к усекновению главы. Нет необходимости перечислять все исторические и литературные воспоминания об этом замечательнейшем городе. Его важное значение и положение подтверждается, между прочим, тем что при Римских Императорах в Сихеме чеканились монеты, с надписанием на оных их имен. Древний Сихем несомненно находился на месте нынешнего Наблуса или недалеко от него, и лежал к с. от горы Гаризим, по долине, отделяющей оный от Гевала. Здесь находились: гробница Иосифа и колодезь Иакова. Колодезь Иакова имел над собою церковь, о которой упоминает Феодорик (в 1172 по Р.Х.) в следующих словах: "Теперь кладезь, у которого сидел Господь, находится в расстоянии полумили от города и расположен перед алтарем церкви, некогда построенной над оным". Народонаселение Наблуса состоит теперь из 10,000 чел., Могометан, Христиан, Самарян и Иудеев. Интерес этого города в настоящее время заключается не только в его исторических воспоминаниях и его антикварных остатках, но, главным образом, и в том, что он в настоящее время служит местопребыванием Самарян, которые доселе удерживают свое существование как отдельная секта и совершают свое богослужение по обрядам Самарянского исповедания.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.