Энциклопедия Кольера - адвентизм
Адвентизм
Большинство адвентистов принадлежит ко второму течению, причем адвентизм и премилленаризм часто отождествляются. Адвентизм основывается на буквальном толковании апокалипсисов Ветхого и Нового Завета, и прежде всего соответствующих текстов из книг Даниила, Откровения Иоанна Богослова, апокалиптических отрывков из евангелий Матфея (гл.
24), Марка (гл. 13), Луки (гл. 21). Множество произведений, относящихся к жанру апокалиптики, появились во время преследований евреев и первых христиан; вообще говоря, адвентизм усиливался в тревожные времена, так как бедствия обычно сопровождались оживлением надежд на наступление тысячелетнего Царства Христа.Между адвентистами отдельных групп имеются различия, но в целом адвентизм премилленаристов утверждает, что моральный и духовный упадок мира открывается боговдохновенными пророками и будет длиться до возвращения Христа. Он явится на облаках, и "церковь верных", или умершие святые, будут воскрешены в "первом воскресении". Все они будут вознесены ("восхищены") на "высшее небо" и будут пребывать там со Христом в течение семи лет.
Фундаменталистски настроенные премилленаристы верят, что в течение этого времени мир претерпит страшные опустошения, которые произведут сатана и его воинство. Антихрист установит свою столицу в чудесным образом возрожденном Вавилоне, а на весь человеческий род обрушатся страшные бедствия.Христос и святые, сопровождаемые ангелами, спустятся на землю, и злые силы будут побеждены. Сатана "зверь" и "лжепророк" будет скован и сброшен в преисподнюю. Христос займет свой престол в Иерусалиме, и начнется славное тысячелетнее Царство. В конце тысячелетия сатана будет освобожден, разгорится страшная битва между демонами и ангельским воинством Христа, но в конце концов бесы будут испепелены небесным огнем, а сатану снова водворят в преисподнюю, где его ожидает вечное наказание.
Тогда произойдет и "второе воскресение" и Страшный суд; земля сгорит, а святые вознесутся на небеса. Хотя адвентизм был широко распространен в христианской церкви, современное движение приобрело большой размах под влиянием У. Миллера (1782-1849), который пророчил, что пришествие Христа произойдет в 1843, а после уточнения своих вычислений перенес дату на 22 октября 1844. Проповедь Миллера позже нашла подтверждение в видениях пророчицы Эллен Уайт (1827-1917), боговдохновенность которой признается большинством адвентистских церквей. Экзегетические доводы адвентистов относительно сроков второго пришествия основаны на допущении, что в Библии день равен году. Это и дает ключ к определению сроков на основе Книги Даниила и Откровения Иоанна Богослова. Поскольку со дней проповеди апостолов даты конца мира предлагались сотни раз, большинство современных адвентистов отказались от определенных ответов на этот вопрос. Подсчитывая численные значения букв в именах папы, Мухаммеда и других лиц, богословы, изучавшие Библию, в разные времена получали число 666, т.е. "число зверя" (Откр 13:18); аналогичным образом "находили" в апокалиптических пророчествах упоминания о Цезаре, Клеопатре, Наполеоне, кайзере Вильгельме II, Муссолини и других подобных деятелях. Среди "знамений конца", которые исполнились, можно указать на затмения солнца и луны в 1780, "падение звезд" в 1833; автомобили с фарами ("По улицам несутся колесницы... блеск от них, как от огня; сверкают как молния", Наум 2:4); пароходы, автомашины и самолеты, которые помогают людям "двигаться туда и сюда", а также колледжи и научные достижения, которые являются исполнением пророчества о том, что "умножится ведение" (Дан 12:4).ЛИТЕРАТУРА
Христианство: Словарь. М., 1994 .