Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - аксаков иван сергеевич

Аксаков иван сергеевич

(1823-1886), русский писатель и деятель культуры. Сын С. Т. Аксакова, младший брат К. С. Аксакова. Родился 26 сентября 1823 в с. Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Окончил училище правоведения в Петербурге (1838-1842). Находился на правительственной службе до 1851 (в уголовном департаменте сената, министерстве внутренних дел).

В марте 1849 был арестован, но вскоре освобожден. Причиной ареста стали славянофильские настроения молодого чиновника. После выхода в отставку его главным жизненным делом становится публицистика. В 1852 под редакцией Аксакова выходит славянофильский "Московский сборник". Уже второй том сборника был запрещен, а Аксаков лишен права редактировать какие бы то ни было издания.

Во время Крымской войны Аксаков участвует в боевых действиях в составе Московского ополчения. В 1858 в "Полярной звезде" Герцена увидела свет социальная сатира Аксакова Судебные сцены. Герцен назвал эту работу "гениальной вещью".

В 1858-1859 Аксаков участвует в издании журнала "Русская беседа", а после снятия запрета на издательскую деятельность выпускает газету "Парус", запрещенную, однако, уже на втором номере из-за антикрепостнической позиции редактора. В 1860-1880-е годы Аксаков стремится осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.

С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Он считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех "искусственных разделений сословий" и распространения дворянских привилегий на все сословия России.

Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и самодержавной властью.

Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: "Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней".

В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею "общества". На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила "общество", "народ самосознающий" по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом.

"Общество, утверждал Аксаков, объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая", и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что "общество" оказалось "бессильным", неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию.

В 1860-е годы Аксаков редактировал газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868). Оба издания отличались независимой и критической общественной позицией и в конце концов под давлением цензуры прекратили свое существование. Выступая как сторонник политической и культурной независимости славянских народов, Аксаков участвовал в создании славянских благотворительных комитетов и в 1870-е годы возглавлял Московский славянский комитет.

В 1876 он становится одним из организаторов всенародного сбора средств для Сербии и Черногории, боровшихся за независимость. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 Аксаков внес большой вклад в организацию помощи болгарскому ополчению. В последние годы жизни (1880-1886) Аксаков редактор газеты "Русь". Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов.

Он продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, "отрешенное от нравственного начала". Глубокие личные и идейные отношения связывали Аксакова со многими деятелями русской культуры Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, Вл. С. Соловьевым и др.

Умер Аксаков в Москве 27 января 1886.

ЛИТЕРАТУРА

Аксаков И.С. Сочинения, тт. 1-7. М., 1886-1887 И.С.Аксаков в его письмах, тт. 1-4. М., 1888-1896 Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аксаков иван сергеевич
Значение слова аксаков иван сергеевич
Что означает аксаков иван сергеевич
Толкование слова аксаков иван сергеевич
Определение термина аксаков иван сергеевич
aksakov ivan sergeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины