Энциклопедия Кольера - алексеев николай николаевич
Алексеев николай николаевич
(1879-1964), русский философ, правовед. Родился 1 мая 1879 в Москве. Окончил в 1906 юридический факультет Московского университета и был оставлен при кафедре философии права для подготовки к профессорскому званию. Его научным руководителем был П.И.Новгородцев. В 1908-1910 стажировался в европейских университетах, слушал лекции Г.Зиммеля, В.
Виндельбанда, Г.Когена, А.Бергсона и др. В 1911 защитил магистерскую диссертацию Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. С 1916 профессор Московского университета. После Февральской революции работал в издательстве при Временном комитете Государственной Думы, участвовал в подготовке к выборам в Учредительное собрание.
В 1918 профессор Таврического университета в Симферополе. В 1922-1931 профессор Русского юридического института в Праге, позднее профессор Русского научного института в Берлине. Покинул Германию после прихода к власти нацистов. Преподавал сначала в Сорбонне, а в 1940-1949 в Белградском университете. С 1950 жил и работал в Женеве. Умер Алексеев в Женеве 2 марта 1964.
Алексеев был одним из теоретиков евразийства, разрабатывал в первую очередь государственно-правовую программу этого движения. Критически оценивая европейскую философию права, базирующуюся на концепции "естественного права", Алексеев акцентировал единство правовых и нравственных моментов в жизни государства и апеллировал к соответствующему опыту древнерусской государственности (идеал Святой Руси как "государства правды"). В России Евразии, согласно Алексееву, сильная государственная власть предполагает наличие духовной элиты ("духовного ордена"), обладающей безусловным моральным авторитетом в обществе и действующей в интересах большинства. Алексеев считал, что на смену "объективному" (нормативному) праву должно придти право "установочное", гораздо в большей степени укорененное в культурно-историческом опыте народа и в его религиознометафизической традиции.В экономическом плане он отстаивал идею "государственно-частной системы хозяйствования", призванной устранить имущественное и сословное расслоение общества и обеспечить определенное регулирование экономических отношений. Предметом философского познания, считал Алексеев, является "мир как целое" и в этом заключается особая роль философского опыта и его отличие от других наук, которые исследуют отдельные элементы действительности.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев Н.Н. Основы философии права. Прага, 1924 Алексеев Н.Н. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928 Алексеев Н.Н. Религия, право, нравственность. Париж, 1930 Алексеев Н.Н. Идея государства: Очерки истории политической мысли. Нью-Йорк, 1955 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991 .