Энциклопедия Кольера - алексеев сергей алексеевич
Алексеев сергей алексеевич
(1871-1945), также Аскольдов, русский философ. Родился в Москве в 1871. Сын философа А.А.Козлова. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию по книге Мысль и действительность (1914). С 1908 член Петербургского Религиозно-философского общества. Участвовал в сборниках Проблемы идеализма и Из глубины.
После революции преподавал Ленинградском политехническом институте. В 1920-е годы организовал тайное религиозно-философское общество. В 1928 был арестован и отправлен в ссылку в Коми, а позднее в Новгород. После оккупации немецкими войсками Новгорода выехал в Германию.
Умер Алексеев в Потсдаме 23 мая 1945. Значительное влияние на Алексеева оказала теория "панпсихизма" его отца А.
А.Козлова. Это влияние особенно заметно в первом серьезном философском сочинении Алексеева Основные проблемы теории познания и онтологии (1900). Своему отцу он посвятил книгу Алексей Александрович Козлов (1912). И в дальнейшем он оставался верен основным принципам концепции "панпсихизма", постоянно обращаясь в своем творчестве к религиозно-метафизической проблематике.
Отрицание метафизики в новейших философских учениях есть, по Алексееву, проявление общего для новоевропейской культуры секуляризма. "Позитивизм и метафизика суть лишь вариации старого противоположения науки и теологии, гуманизма и теодицеи".Секулярность, доказывал Алексеев, сыграла решающую роль и в антиметафизическом гносеологизме неокантианских школ. Так же, как и Козлов, он исходил из первичной реальности "я" и признавал "гипотетическую", но совершенно необходимую для познания "всеобщую одушевленность" мира. В своей гносеологии Алексеев критически оценивал феноменологический и кантианский антипсихологим, отстаивая реальность и подлинность индивидуального душевного опыта и "непосредственного сознания".
"Мы выводим все познание из двух источников: 1) из непосредственного сознания, которое и есть самая первоначальная для нас действительность, дающая нашему познанию необходимый базис и точку отправления, и 2) из мышления". Реальным и имеющим самое непосредственное отношение к познанию он признавал и трансцендентное, которое "неудержимо прорывается во всякую гносеологию".
Эта никогда не прерывающаяся связь с трансцендентным определяет универсально символический характер человеческого познания.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев С.А. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб, 1900 Алексеев С.А. Мысль и действительность. М., 1914 Алексеев С.А. Сознание как целое. Психологическое понятие личности.
М., 1918 Алексеев С.А. Гносеология. Пг., 1919 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991 .