Энциклопедия Кольера - алябьев александр александрович
Алябьев александр александрович
(4.08.1787 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.
Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках).
В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые" и опера-водевиль "Новая шалость, или Театральное сражение".В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева. Алябьев автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.
Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как "Соловей" (на слова А. А. Дельвига), "Зимняя дорога" (на слова А.
С. Пушкина), "Нищая" (на слова П. Беранже) и "Вечерний звон" (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: "Виндзорские кумушки" (В. Шекспира), "Русалка" (А. С. Пушкина), "Безумная" (И. И. Козлова). Им была написана опера "Аммалат-бек" (1842 47) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений. В. А. Федоров .